Очередь на выход
Еще один участник КТК покидает проект, предлагая Казахстану и России свои доли Британская нефтяная компания British Petroleum (B...Еще один участник КТК покидает проект, предлагая Казахстану и России свои доли
Британская нефтяная компания British Petroleum (BP) рассматривает возможность выхода из проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), сообщает информационное агентство «Интерфакс-Ани». Об этом заявил представитель московского офиса ВР Владимир Буянов. ВР является участником Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), имея доли в двух совместных предприятиях - LUKARCO B.V. (46%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (19%). Прежде чем выйти из проекта, компания должна предложить свои доли в этих совместных предприятиях партнерам – национальным нефтяным компаниям «Лукойл» и «КазМунайГаз». Другие участники КТК смогут получить доступ к реализуемым пакетам акций только после переговоров с российской и казахстанской сторонами.
КТК проходит из города Тенгиз в Новороссийск. Он запущен в 2001 году. России в проекте принадлежит 24% (этим пакетом с апреля 2007 года управляет «Транснефть»), Казахстану - 19%. Стоит отметить, что среди крупнейших частных акционеров КТК - Chevron совместное предприятие «Лукойла» и BP, а также совместное предприятие «Роснефти» и Shell. Старший юрист юридической фирмы «GRATA» Тимур Юлдабаев в интервью «Капитал.kz» отметил, что сейчас ВР совместно с «Лукойлом» обладает долей в LUKARCO B.V. ( доля ВР - 46%), которое имеет 12,5-процентную долю в КТК, а также ВР совместно с «КазМунайГазом» обладает долей в Kazakstan Pipeline Ventures (доля ВР 19%), которое обладает 1,75-процентной долей в КТК. Таким образом, ВР опосредованно обладает 6,08-процентной долей в КТК. «В случае если ВР примет решение выйти из проекта, то при отчуждении своих долей в этих двух компаниях приоритетное право приобретения долей будет принадлежать совладельцам данных предприятий, то есть «Лукойл» на долю в LUCARKO и «КазМунайГаз» на долю в Kazakhstan Pipeline Ventures (если в данных компаниях присутствуют другие участники, то они также будут иметь приоритетное право на приобретение доли ВР по отношению к любым другим участникам рынка). Нам представляется, что ВР может прийти к такому решению по причине несогласия с другими членами КТК, прежде всего с российской стороной в лице компании «Транснефть», по вопросам источников финансирования расширения пропускной способности КТК. Принимая во внимание также то, что ТЭО по расширению КТК действует до октября 2008 года, и если стороны не успеют запустить проект расширения до этого срока, к чему все и идет, потребуется дорогостоящая и долгая процедура согласования нового ТЭО, что отложит процесс увеличения пропускной способности на неопределенный срок. В этой связи отчуждение ВР своей доли в КТК позволит выручить определенные денежные средства, не менее $600 млн., если судить по аналогии с Оманом», - считает эксперт.
«За» и «против»
По официальным данным, очередное собрание акционеров Каспийского трубопроводного консорциума состоится в Москве 14-15 октября. «В повестке дня - согласование меморандума о расширении трубопроводной системы КТК. Но окончательное решение зависит от позиции BP, так как остальные участники консорциума согласовали меморандум в существующем сейчас виде», - пишет «Интерфакс-АНИ».
Ранее КТК решил покинуть Оман. При этом государственные акционеры КТК: Россия и Казахстан - имеют преимущественное право выкупа доли Омана - 7%(см. «Капитал.kz» от 11 сентября 2008 года). Россия уже в течение месяца рассчитывает договориться с Оманом о выкупе его доли в Каспийском трубопроводном консорциуме, сообщил журналистам министр энергетики РФ Сергей Шматко. Он также отметил, что на данный момент продолжаются корпоративные процедуры по подготовке этой сделки. В начале сентября Министерство энергетики Российской Федерации сообщило, что направило в Оман согласие на выкуп всех 7% акций КТК. О том, будет ли пакет акций распределен между Россией и Казахстаном пропорционально их долям в проекте, официально не сообщалось.
Г-н Юлдабаев отмечает, что с июня 2008 года в Казахстане вступили в силу поправки в законодательство о национальной безопасности, которые причислили 100% АО «КТК-К» и 19% АО «КТК-Р» к числу стратегических объектов, совершение гражданско-правовых сделок по которым производится только с разрешения Правительства Республики Казахстан. «Таким образом, мы предполагаем, что Казахстан может воспользоваться данным правом для того, чтобы не допустить приобретения активов Омана Россией. Судя по всему, выход ВР и Омана из проекта может быть мотивирован ожиданием долгой окупаемости вложенных этими сторонами инвестиций в проект КТК, а также несговорчивостью с прочими акционерами консорциума, возможно, и под влиянием каких-то политических причин. В связи с этим ожидаемое увеличение пропускной способности до 67 млн. тонн, с одной стороны, в связи с выходом из состава ВР может сдвинуться с мертвой точки, по причине того, что несогласие ВР в настоящее время не позволяет прийти к единому мнению. С другой стороны, на оставшихся акционеров КТК ляжет дополнительная нагрузка по оплате доли ВР и Омана, помимо необходимости изыскать средства для расширения пропускной способности, либо за счет привлечения заемных средств, либо за счет своих фондов, либо путем привлечения дополнительных инвесторов, финансовых организаций».
Как рассказала «Капитал.kz» аналитик нефтегазового сектора ИК «Баррель» Анна Анненкова, выход участников проекта возможен по причине того, что его окупаемость оказалась по срокам более длительной, чем планировалось изначально. Экономическая неэффективность проекта – основная причина выхода из него участников.
Стоит отметить, что задолженности проекта на сегодня составляют $5 млрд. Кроме того, по мнению г-жи Анненковой, может иметь место и еще один фактор: уход инвесторов в потенциальный проект прокладки нефтепровода по дну моря с восточного побережья Каспия в Азербайджан. «Если раньше в Азербайджан нефть поступала танкерами, то теперь рассматривается возможность ее прокачки через нефтепровод по дну моря. В любом случае, для России это проверка того, насколько она заинтересована в дальнейшем развитии КТК и удержании в нем своих контрагентов», - считает аналитик.
Увеличение мощности нефтепровода почти в два раза, до 67 млн. тонн Россия увязывает с оздоровлением финансового положения КТК. Кроме того, используются меры по повышению тарифа на прокачку нефти и снижению долговой нагрузки.
Расширение мощности трубопроводной системы – один из основных вопросов, к единому мнению в котором не могут прийти участники проекта. По словам вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, согласно договоренности акционеров КТК, финансирование расширения системы должно осуществляться из собственных источников консорциума, тогда как ВР выступает за финансирование путем привлечения внешних заимствований.
Финансирование расширения нефтепровода повлечет за собой значительные издержки, считает Анна Анненкова. По оценкам эксперта, в текущих ценах нормальные издержки для строительства и модернизации трубопроводных систем составляют $1,5-2 млн. «Возможно, участников проекта отпугивает именно данное расширение системы, ведь если проект экономически невыгоден уже сегодня, то в случае вложения собственных средств контрагенты подвергнут себя огромному риску», - полагает г-жа Анненкова. Она также отметила, что если для России данный проект имеет еще и политическое значение, то для других участников он представляет чисто экономический интерес. «Российская Федерация иногда показывает, что в политических целях может пожертвовать своими экономическими выгодами, но контрагенты же, напротив, дают понять, что такой риск для них просто неприемлем, и уходят в альтернативные проекты», - резюмирует аналитик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.