Агрессия усиливает инвестиции

Проект экспортного терминала для казахстанского зерна «переехал» в БатумиЭкономисты в Тбилиси строили догадки о дальнейшей судьб...

Проект экспортного терминала для казахстанского зерна «переехал» в Батуми

Экономисты в Тбилиси строили догадки о дальнейшей судьбе проекта, в реализацию которого планировалось вложить около $10 млн. казахстанских инвестиций. Вопросы возникли после того, как министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев заявил, что Казахстан не будет строить зерновой терминал в Поти «в связи с ситуацией в Грузии», а через неделю его пресс-служба уточнила, что «Продовольственная контрактная корпорация» (входит в национальный холдинг «КазАгро») не отказывается полностью от этой идеи, но может поменять партнера с грузинской стороны. Разъяснил ситуацию временный поверенный в делах РК в Грузии Игорь Мусалимов. Он сообщил, что экспортный зерновой терминал будет сооружен в другом грузинском порту – Батуми, право управления которым на 49 лет принадлежит «КазМунайГазу». Этот вопрос уже обсуждался с властями Аджарии, и их согласие на строительство объекта получено.

Г-н Мусалимов отметил, что вопрос строительства в Поти терминала для экспорта казахстанского зерна в страны черноморского региона и Средиземноморья обсуждался в течение почти двух лет, «и вроде все было согласовано», но в последний момент стороны отказались от ранее достигнутой договоренности, в результате чего проект остановился. Напомним, что в 2007 году соглашение по проекту было достигнуто между синдикатом казахстанских банков и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Грузии. Предполагалось, что АО «Ак Бидай - Терминал» (дочерняя фирма «Продкорпорации»,) и АО «Потийский мельзавод» договорились учредить на паритетных началах казахстанско-грузинскую компанию «Потийский зерновой терминал». Но затем стороны разошлись в вопросе формирования уставного капитала, в который казахстанский инвестор обязался вложить $9 млн., а грузинский партнер - земельный участок площадью 4 га и денежные средства. С оценкой этой земли и возникли трудности: казахи оценивают участок в $4 млн., а грузины – в два раза больше.

Теперь «Продкорпорация» займется формированием СП с ООО «Батумский морской порт». О технических параметрах будущего зернового терминала пока никто не говорит. Но вряд ли они будут сильно отличаться от потийского проекта, где первоначальную мощность предполагалось установить на уровне 24 тыс. тонн с тем, чтобы в дальнейшем довести эту цифру до 30 тыс. и пропускать ежегодно на европейские рынки 600-700 тыс. тонн зерна. На этот проект в республиканском бюджете Казахстана на 2008 год предусмотрен 1 млрд. тенге, а в 2007 году из бюджета были выделены 151,2 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации по терминалу.

Глава национальной нефтегазовой компании Каиргельды Кабылдин положил конец еще одним слухам, заявив, что Казахстан не намерен продавать Батумский нефтяной терминал, в котором имеет «стратегические интересы».

Вопросы об этом грузинские журналисты задавали на прошлой неделе руководителю румынской компании Rompetrol (контрольный пакет акций которой приобрел «КазМунайГаз») Дину Патричу, приехавшему по делам в Тбилиси. В интервью программе «Бизнес-курьер» грузинской телекомпании «Рустави-2» совладелец румынской компании заявил, что готов самостоятельно инвестировать в Батумский нефтяной терминал, если казахстанские партнеры откажутся от этого проекта. «Возможно, я лично подключусь к данному проекту с собственными инвестициями, - сказал глава румынской компании. - Мы создаем собственный маршрут транспортировки азербайджанской нефти, который обходится нам в сотни миллионов долларов и проходит через Грузию. Поэтому узловой пункт данного маршрута – Батумский нефтяной терминал – имеет для нас решающее значение. Во всяком случае, для Rompetrol».

Он отметил, что новый терминал в Румынии, строительство которого должно завершиться в скором времени, будет пропускать частично российскую, а частично – каспийскую нефть, и объем прокачки составит около 25 млн. тонн в год. «Когда мы начали строительство нового терминала, то делали расчет именно на транзит каспийской нефти через Грузию», - подчеркнул глава Rompetrol.

Что касается перспектив строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми, то Дину Патричу сказал, что казахстанские партнеры пока не сообщали ему о решении отказаться от этого проекта. Кроме того, румынский бизнесмен анонсировал расширение присутствия Rompetrol на грузинском рынке, отметив, что всегда интересовался инвестированием в Грузии, «а после войны с Россией инвестирование здесь приобрело особое значение». В частности, бензозаправочная сеть компании увеличится за полгода на 15 новых станций, а также обогатится сервисом мобильных заправок. «По моей инициативе также произойдет инвестирование в сферу энергетики и на рынке недвижимости… Честно говоря, войти на рынок недвижимости (Грузии) я решил именно в качестве ответа на российскую агрессию», - заявил Дину Патричу.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤