Реформенный фискал
В Кыргызстане одобрена новая редакция Налогового кодексаДокумент, разработка которого продолжалась несколько лет и сопровождалас...В Кыргызстане одобрена новая редакция Налогового кодекса
Документ, разработка которого продолжалась несколько лет и сопровождалась бурными дебатами между правительством и деловыми кругами, подписан президентом Курманбеком Бакиевым, несмотря на жесткую критику со стороны предпринимателей. Новый Налоговый кодекс вступит в силу с 1 января 2009 года.
По данным официальных источников, новое фискальное законодательство послужит стимулом для роста бизнеса и улучшения инвестиционного климата. Оно же расширит налоговую базу за счет увеличения числа добросовестных плательщиков и снизит льготы. В новом законе, как утверждают его сторонники, упрощены налоговые процедуры и методы расчета налогов, а также вдвое сокращено их количество – с 16 до 8. Вместо трех налогов (на автодороги, на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, за оказание платных услуг населению и с розничных продаж) введен налог с продаж.
Кодекс предусматривает для плательщиков возможность предоставлять отчетности в электронной форме - с использованием интернета, без непосредственного контакта с представителями фискальных органов. При этом последние обязаны не только контролировать исполнение профильного законодательства, но и оказывать содействие гражданам в исполнении ими этих обязательств.
Новым кодексом уменьшены ставки НДС с 20 до 12%. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с 10 до 6 процентов. В то же время вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы введен налог на недра (роялти и разовый платеж – бонус). Кроме того, заложены механизмы для реального введения податей на недвижимое имущество – на основе натуральных показателей. Предусмотрены освобождение от подобных сборов социально уязвимых слоев населения и вычеты на каждого налогоплательщика. От некоторых видов налогов – в частности, на прибыль и НДС - освобождены товарно-сервисные кооперативы. Это объясняется необходимостью стимулировать развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры.
Как ожидается, новая редакция Налогового кодекса послужит стимулом для развития нескольких отраслей в экономике республики. Так, для горнодобывающей промышленности предусмотрена ускоренная амортизация основных средств, стабилизация режима налогообложения. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции полностью освобождаются от уплаты НДС в случае переработки собственной продукции. В остальных случаях налог на добавленную стоимость снижается на 35 процентов. Предприятия той же сферы освобождаются от уплаты налога на прибыль с части прибыли, направленной на реинвестирование.
Налоговый кодекс, по версии властей, также послужит стимуляции инвестиционной деятельности. Так, в частности, в документе предусмотрено: освобождение от подоходного налога дивидендов, полученных от вкладов в отечественные организации; процентов и доходов, полученных от ценных бумаг листинговых компаний; снижение налога на доходы нерезидентов с 30 до 10% от оказываемых услуг отечественным организациям.
Кроме того, физическим лицам разрешены социальные налоговые вычеты расходов, на образование и отчисления в негосударственный пенсионный фонд. Предусмотрен вычет расходов организации и индивидуального предпринимателя на подготовку и переподготовку кадров.
«Новый Налоговый кодекс положит начало новой фискальной политике, - считает председатель Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким. - В налоговых отношениях в Кыргызстане было три проблемы: высокая налоговая нагрузка, неравномерность налогового бремени и коррупциогенность налогового законодательства. Я не скажу, что новым законом мы избавились от них, но эти проблемы смягчены, заложены основы для их устранения».
Так, по словам Татьяны Ким, налоговая нагрузка с организованного бизнеса будет снижена на 30-40%. Кроме того, будут созданы условия для легализации теневых капиталов, а сама налоговая система станет более прозрачной. Кодексом вводится понятие налогового контракта между плательщиком и фискальными службами. В этом документе будет оговариваться сумма налогов, которую плательщик будет обязан перечислять государству в течение года. При выполнении обязательств такой объект будет освобожден от проверок со стороны фискалов.
Впрочем, с ней не согласны многие предприниматели. В деловых кругах считают, что принятие кодекса спровоцирует уже в обозримом будущем рост цен и усилит коррупцию в фискальных органах. В первую очередь это касается введения налога с продаж, который бизнесмены прямо называют каскадным. Но особенно возмущает деловые круги то, что новый Налоговый кодекс устанавливает для фискальных структур иные, помимо госбюджета, источники финансирования – процентные отчисления от сумм налоговых поступлений.
«Наделение фискалов такими полномочиями позволит им использовать коррупционные механизмы, - убеждена эксперт Международного делового совета Марина Игнатова. - Отрицательные стороны нового Налогового кодекса нивелируют все хорошее, что есть в нем».
«Новый Налоговый кодекс Кыргызстана не предполагает снижения налогового бремени по прямым налогам, - соглашается с предпринимателями начальник управления фискальной политики Министерства экономического развития и торговли республики Кубанычбек Айдаралиев. - Налоговое бремя по прямым налогам, взимаемым непосредственно с имущества, и доходов налогоплательщика (подоходного налога, на прибыль, на имущество, на наследство) составляет 60%. Введение же налога с продаж увеличит бремя не бизнеса, а расходы населения на покупку товаров на 2-3%».
В число недовольных, вместе с тем, входят и государственные чиновники. Заместитель главы Госкомитета по налогам и сборам Кыргызстана Адыл Касымалиев, к примеру, утверждает, что потери бюджета страны из-за отмены ряда сборов могут составить 3,2 млрд. сомов. Органы местного самоуправления, в свою очередь, по-прежнему требуют передать им право собирать больше налогов из-за того, что с укреплением роли МСУ растут их расходы на содержание муниципальной собственности и иные подобные цели.
Впрочем, главной проблемой реформы называют не это. Председатель правления Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким, к примеру, заявила, что Кыргызстану необходимо не только введение нового Налогового кодекса, но и проведение реальной фискальной реформы. Она предложила правительству заняться разработкой государственной программы, которая позволила бы усовершенствовать систему сбора налогов. В противном случае, как убеждены Татьяна Ким и ее коллеги, кодекс действительно только послужит усилению коррупции. Она подчеркивает, что, к сожалению, между законодательными актами и их исполнением «лежит большая пропасть».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.