Отечественный рынок монополизируют россияне

В скором времени обанкротятся 30% турфирмТакого мнения придерживаются аналитики. На сегодняшний день основную конкуренцию казахс...

В скором времени обанкротятся 30% турфирм

Такого мнения придерживаются аналитики. На сегодняшний день основную конкуренцию казахстанским туристским компаниям составляют турецкие и российские туроператоры. Зарубежные операторы устанавливают цены на услуги гораздо ниже отечественных, что приводит к банкротству мелких туристических фирм. По мнению экспертов, снижение цен происходит с одной целью: монополизировать казахстанский туристический рынок. «Сложилась непростая ситуация из-за вероломного наступления на наш рынок иностранных «агрессоров» для вывода с рынка отечественных туроператоров и установления собственных монополий», - рассказал источник одного из туристических агентств.

По мнению участников рынка, улучшить ситуацию смогут только государственные органы, которые должны контролировать ценовую политику иностранных компаний. В противном случае монополизации рынка просто не избежать.

Уже сейчас зафиксированы случаи банкротств многих туристических компаний. По некоторым данным, 20% турфирм прекратили свое существование. «Недавно появилась компания, которая была вынуждена продать 51% в своей компании крупному российскому оператору «Интурист» в 2007 году», - говорит эксперт.

За последний год продажи туристских компаний упали в несколько раз. В основном это касается мелких фирм. В ближайшее время, по мнению экспертов, обанкротятся 30% турфирм.

 Действующие компании испытывают проблемы с клиентской базой. Несмотря на то, что уже сейчас многие туристы бронируют места на зимний период, спрос на дорогие отели сократился на 50%. Клиенты выбирают уровень отеля пониже. Это обусловлено и финансовым положением отдыхающих, и подорожанием путевок, которое произошло из-за повышения цены на авиатопливо, а также из-за повышения цен в отелях, говорят аналитики.

Интерес иностранных компаний к отечественному рынку может обусловливаться ухудшением ситуации в соседних странах. Мировой финансовый кризис уже успел основательно задеть российский туристический рынок. По прогнозам специалистов, сильнее всего этот катаклизм проявит себя в турбизнесе в январе-феврале будущего года, когда как раз и стоит ожидать наибольшее количество банкротств среди турфирм. Об этом говорят представители Ассоциации туроператоров России (АТОР).

«Вплоть до настоящего времени текущий год по объемам продаж можно было считать удачным: выездной рынок рос как на дрожжах. Только за первые полгода российский поток вырос на 27%, в то время как в мире аутгоинг вырос всего лишь на 5%», - сообщил вице-президент АТОР Владимир Канторович. Причем такой рост в России, как подчеркнул эксперт, происходил на крайне неблагоприятном фоне, когда цена на авиаперевозку росла галопирующими темпами. Тем не менее, даже такой потенциал российского рынка не помог туроператорам завершить летний сезон в плюсе. «Впервые за 17 лет истории российского турбизнеса в этом году на рынке нет ни одного крупного туроператора, который по итогам летнего сезона смог бы декларировать о своих успехах», - считает Инна Бельтюкова, гендиректор компании «Капитал-тур».

По оценкам эксперта, первые признаки рецессии на российском туристическом рынке появились в начале III-го квартала. «В мае еще наблюдался рост продаж, а уже в июне наметился спад», - пояснила г-жа Бельтюкова. При этом туррынок, в отличие от многих других секторов экономики, пострадал вдвойне: он не только одним из первых почувствовал на себе приближение кризиса, но и не смог для себя создать финансовую «подушку». Ведь топливные сборы полностью никогда не компенсировали постоянный рост цен на авиаперевозку, и туроператоры вынуждены были доплачивать за туристов из своего кармана.

В итоге рынок подошел к рубежу целой череды банкротств. «Многие туроператоры работают в минус не один год подряд, покрывая убытки за счет финансового притока из-за постоянно возраставшего турпотока. Таким образом, такие туроператоры фактически создавали своеобразные финансовые пирамиды», - считает Владимир Канторович. Но сейчас, в момент начала мирового финансового кризиса турпоток у туроператоров объективно стал снижаться, и «оборотка» перестала покрывать их убытки. В результате не всем турфирмам хватит денег даже для текущей деятельности, тем более что и кредитов теперь многим из них уже не получить.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤