Правительство уговорило нефтяников умерить аппетиты
За чей счет снижается цена на бензин и дизтопливоМинистерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана заключило с производи...За чей счет снижается цена на бензин и дизтопливо
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана заключило с производителями топлива меморандум о снижении цен на бензин и дизельное топливо. Об этом сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев.
По его словам, благодаря меморандуму уже в ближайшее время цена на бензин на заправках страны должна снизиться на 10-25%. «Во исполнение поручений Главы государства по мониторингу цен на внутреннем рынке Минэнерго и правительством проведен ряд совещаний с недропользователями, в результате чего подписан меморандум, который предполагает значительное снижение цен», - сообщил министр.
Цена на бензин марки АИ-80 будет снижена до 60 тенге за один литр при текущей средней цене 84,5 тенге за литр, цена бензина марок АИ-93,92 снизится с 96 до 87 тенге, АИ-95, 96 - со 109 до 100 тенге, зимнего дизтоплива – со 118-119 до 99 тенге за литр.
Одновременно г-н Мынбаев предложил законодательно закрепить механизм, по которому цена на нефтепродукты на внутреннем рынке изменялась бы вслед за изменением экспортных цен, так как частными методами регулировать отрасль нельзя. По его словам, «базовые условия для регулирования отрасли» отражены в проекте Налогового кодекса, который сейчас рассматривается в парламенте. При этом основой механизма станет дифференциация налогообложения при экспортных поставках и поставках на внутренний рынок.
Меры правительства должны стимулировать производство высокооктановых бензинов внутри страны, считает аналитик российской инвестиционной компании Financial Bridge Дмитрий Александров. Система экспортных пошлин, которая, как ожидается, будет введена в Казахстане с 1 января, предполагает введение наибольших пошлин на экспорт нефти и постепенное снижение на продукты нефтепереработки. Таким образом, на сырую нефть будет наложена экспортная пошлина в размере не более 50% от экспортной цены на нефть. Экспортная пошлина на темные продукты составит не более 45-50 % от размера экспортной пошлины на нефть. Пошлина на экспорт светлых нефтепродуктов может быть установлена на уровне не более 30-35% от размера экспортной пошлины на нефть. Кроме того, будет введена система квотирования поставок ГСМ на внутренний рынок.
«Астана получает инструмент регулирования внутреннего производства. В зависимости от целей, поставленных перед правительством, будь то развитие транспорта или сельского хозяйства, министерство энергетики и минеральных ресурсов сможет стимулировать производство того или иного вида топлива», - рассказал г-н Александров в эксклюзивном интервью «Капитал.kz».
Однако Казахстан пока не способен обеспечить себя бензином полностью, напомнил аналитик. Отечественные НПЗ покрывают до 75-80% от потребности страны. Кроме того, часть ГСМ Казахстан экспортирует в Кыргызстан и Таджикистан. Дефицит топлива восполняется за счет импорта из России. Поэтому розничная цена на ГСМ будет формироваться в том числе и с учетом цены импортных поставок. «В настоящее время оптовые поставки в Казахстан даже более выгодны, чем на внутренний рынок России, - рассказал Дмитрий Александров. - Это сложилось, видимо, из-за вступления в силу двусторонних соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, так как поставки в Казахстан облагаются наименьшими экспортными пошлинами. В результате цена на российские ГСМ должна была снизиться примерно на тот же показатель, что и внутри республики».
Новый механизм регулирования должен заработать с 1 января 2008 года, когда вступит в силу измененный Налоговый кодекс.
Резкие скачки цен губительны для рынка. Существенное снижение оптовых цен может убрать с рынка часть независимых оптовиков, поставлявших ГСМ частным АЗС. Для выживания АЗС должна иметь маржу минимум в 4-5 тенге с 1 литра бензина. Это позволяет заправке нормально функционировать, обслуживать оборудование и оставаться платежеспособной. Следовательно, если оптовик закупил бензин за 80 тенге за литр, то на АЗС этот бензин будет стоить не менее 85 тенге.
Сейчас же крупные оптовики, такие как «Тургай Петролеум», «ПетроКазахстан» и «КазМунайГаз», продают бензин по 60 тенге. Большая часть оптовиков имеют свои запасы, которые они будут вынуждены продавать по цене, не оправдывающей затраты, то есть себе в убыток. В этой ситуации в выигрыше останутся те оптовики, которые имеют доступ к переработке нефти. Вот почему меры правительства, скорее всего, правильны, но половинчаты, так как не разрешают корень проблемы - обеспечение свободы доступа всех трейдеров к нефтеперерабатывающим заводам. Если бы трейдеры могли перерабатывать свою нефть на НПЗ, то цена на АЗС сама собой упала бы до 65 тенге за 1 литр бензина марки А-80.
Уходом с рынка большого числа небольших частных АЗС воспользуются крупные игроки. Это сформирует им благоприятные условия для монополизации рынка и создания картеля, чем должно заинтересоваться Агентство по защите конкуренции. Однако голос мелких и средних оптовиков и владельцев АЗС слишком слаб. Чтобы общество и правительство прислушалось к их мнению, необходимо создать Ассоциацию участников рынка ГСМ, которая могла бы не только защищать права своих участников, но и готовить для правительства предложения по развитию рынка топлива.
В регионах Казахстана началось снижение цен на бензин. По информации агентства Интерфакс, в Астане цены упали на всех основных АЗС города. В настоящее время средняя стоимость бензина марки АИ-80 снизилась с 84 тенге за литр до 80 тенге, АИ-93 - со 101 до 86-87 тенге, АИ-96 - со 112 до 100-105 тенге за литр.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.