Старый Свет недоумевает

и координирует водный вопрос в КазахстанеВ странах Центральной Азии (ЦА) не исключены конфликты, связанные с недостатком пресной...

и координирует водный вопрос в Казахстане

В странах Центральной Азии (ЦА) не исключены конфликты, связанные с недостатком пресной воды. Несмотря на то, что водные ресурсы квалифицируются как возобновляемые на фоне глобального потепления климата и связанного с этим интенсивного таяния мировых запасов ледников, пресной воды становится все меньше. Данная проблема озвучена на международной конференции «Вода объединяет: укрепление сотрудничества в сфере управления водными ресурсами в регионе Центральной Азии».

Не секрет, что экономики пяти независимых государств Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) тесно взаимосвязаны с расходами воды рек Сырдарья и Амударья и других трансграничных рек. Но по причине отсутствия между центральноазиатскими государствами обязательных соглашений по управлению региональными водными ресурсами, а также общей структуры по управлению водными и энергетическими ресурсами данный регион сталкивается с проблемами. При этом открываются новые перспективы сотрудничества между Европейским союзом и ЦА благодаря (или вопреки) зависимости Старого Света от внешних энергетических ресурсов и потребности в диверсифицированной политике энергообеспечения. В этой связи ЕС запланировал двукратное увеличение финансовой поддержки странам ЦА на 2007-2013 годы до 750 млн. евро. Между тем, оказывая финансовую поддержку региону, международные организации с недоумением воспринимают откровенные заявления центральноазиатских стран друг другу, которые, в частности, были озвучены на международной конференции в понедельник.

По заключению ООН, обеспеченность пресной водой является одним из ключевых вопросов, стоящих перед человечеством в ХХI веке. Председатель Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК Анатолий Рябцев подчеркнул, что нехватка пресной воды с каждым 10-летием будет расти, «прогнозируется, что к 2015 году половина жителей планеты будет испытывать недостаток чистой воды». «Поэтому мы должны… привести наши взаимоотношения в области сотрудничества и совместного управления водными ресурсами в соответствие с международным водным правом», - отметил он.

Как рассказал «Капитал.kz» профессор Жакыпбай Достай, заведующий лабораторией гидроэкологии ИГ МОН РК, вода стремительно становится одним из самых дефицитных природных ресурсов. «Она превратилась в товар, сформировался международный рынок. Наступившее столетие смело можно называть «веком водных проблем», - подчеркнул он.

По его словам, Казахстан относится к наименее водообеспеченным государствам Центральной Азии. Особенностью гидрографической сети республики является то, что почти половина речного стока поступает в страну с территории сопредельных государств.

«Специфика международных речных бассейнов заключается в том, что природно-географические факторы предопределяют различные условия формирования речного стока и его использования в пределах речного бассейна, - рассказывает профессор.- Как правило, страны, расположенные в его нижнем течении, находятся в неравном положении по сравнению со странами, находящимися в верхней части бассейна реки. В этой связи с большой осторожностью следует подходить к осуществлению проектов на международных реках, ибо при отсутствии надлежащего согласования и координации действий между странами интересы одной из них могут пострадать».

Сказанное полностью относится к Иле-Балхашскому трансграничному бассейну. По данным заведующего лабораторией гидроэкологии ИГ МОН РК, величина водосборной площади бассейна реки Иле равна около 140 тыс. кв. км, из них около 63 тыс. кв. км (45%) приходится на китайскую часть, около 77 тыс. кв. км (55%) - на казахстанскую. Общая площадь водосбора остальных рек бассейна озера Балхаш, расположенных в Казахстане, составляет около 60% площади водосбора, а обеспечивают они менее 20% притока свежих речных вод, что подчеркивает исключительную роль реки Иле в гидроэкологии Балхаша.

«В условиях трансграничности бассейна и при несовпадении позиций Казахстана и КНР по вопросам вододеления (по некоторым экспертным оценкам, на китайской части бассейна реки Иле объемы изъятия речного стока оцениваются до 70% возобновляемых водных ресурсов) причиной деградации экосистем низовьев реки Иле и озера Балхаш в целом является изъятие части стока реки Иле китайской стороной», - подчеркнул он. К тому же, исследования Института географии показали, что на месте озера Балхаш как единого водного объекта могут появиться несколько разрозненных соленых плесов. Если подтвердятся сведения об объемах изъятия речного стока до 70% его ресурсов, то западную часть Балхаша можно считать не существующей.

По словам г-на Достая, интересам Казахстана в Иле-Балхашском бассейне, безусловно, отвечает принятие в качестве основы межгосударственных соглашений с КНР «Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков», утвержденной еще в 1997 году. Кроме того, в декабре 2006 года между КНР и РК был подписан документ, обязывающий стороны обмениваться информацией по мониторингу и использованию водных ресурсов по обе стороны границы. «Но, несмотря на то, что мы сотрудничаем со специалистами-водниками из КНР более 15-ти лет, - комментирует заведующий лабораторией гидроэкологии ИГ МОН РК, - за это время нам не удалось получить ни одной цифры по трансграничной реке Иле».

Между тем, «Казахстан, понимая всю ответственность, начал проводить ряд мероприятий, направленных на экономное использование водных ресурсов внутри своей страны. Прежде всего, Казахстаном разработана программа интегрированного управления водными ресурсами на всех уровнях. Таким образом, мы до 30% водных ресурсов внутри страны хотим сохранить и вернуть во вторичное водопользование», - сообщил г-н Рябцев на конференции.

В свою очередь исполняющий обязанности исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Паоло Гаронна подчеркнул, что благодаря усилиям немецкого правительства удалось найти новый подход, выработать мероприятия, которые позволят странам ЦА выйти из кризиса и найти новые средства управления водными ресурсами. Правительства стран региона при поддержке международных организаций уже могут приступить к реализации принятых решений. По его словам, требуется мощная законодательная и институциональная база на региональном уровне. 

ООН взяла на себя работу по координации усилий в данном направлении между странами региона.


Справка. Озеро Балхаш имеет для региона большое экологическое и хозяйственное значение как объект, регулирующий состояние природной среды прилегающей территории, уникальный биотический комплекс, служащий основой ведения рыбного и охотничьего хозяйства, регулятор санитарно-гигиенических условий жизни населения прибрежной зоны, источник водоснабжения объектов Прибалхашья.

Ведущее место в обеспечении экологических и социально-экономических функций Балхаша занимает режим его уровня солености, поскольку их изменение вызывает особенно быстрые и глубокие деформации различных биотических и абиотических компонентов озерного комплекса. В этой связи поддержание приемлемого водно-солевого режима озера в условиях неблагоприятных изменений ресурсов речного стока в бассейне является приоритетной задачей региональной водной стратегии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤