На грани банкротства

Ситуация вокруг КТК снова осложняется Россия и Казахстан изучают вариант строительства нефтепровода параллельно Каспийскому труб...

Ситуация вокруг КТК снова осложняется 

Россия и Казахстан изучают вариант строительства нефтепровода параллельно Каспийскому трубопроводному консорциуму в случае невозможности расширения системы КТК, сообщает информационное агентство OilCapital.Ru. Об этом заявил руководитель пресс-службы российской компании «Транснефть» Игорь Демин. В связи с затягиванием со стороны британской компании British Petroleum решения вопросов по расширению КТК «Транснефть» всерьез анализирует различные варианты и решения по нефтепроводу. Г-н Демин отметил, что сегодня изучается целесообразность строительства трубы параллельно КТК, а также банкротство самого КТК. По его словам, в случае начала процедур банкротства контроль над трубопроводом перейдет к внешнему управляющему, который не остановит процесс транспортировки нефти, однако акционеры консорциума лишатся собственности, что является крайне негативным фактором. К возможности строительства параллельного трубопровода Игорь Демин относится более лояльно, считая, что несмотря на кажущуюся дороговизну, с точки зрения финансовых затрат и владения собственности данный вариант вполне приемлем. Как заметил г-н Демин, оба варианта развития КТК планируется обсудить с представителями Казахстана.

Варианты дальнейшего развития нефтепровода «Капитал.kz» прокомментировала аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. По ее мнению, банкротство КТК – на сегодня наиболее вероятный сценарий развития событий. «На консорциум возложен очень большой долг, поэтому возможность банкротства и сохранения этого трубопровода между Россией и Казахстаном высока. Однако на рейтинге двух государств это скажется крайне негативно», - уверена г-жа Анненкова. По словам аналитика, строительство параллельного трубопровода является слишком дорогим, капиталоемким и рискованным, поэтому Казахстан не решится на реализацию нового проекта. 

Ситуация вокруг трубопровода сегодня складывается таким образом, что не все акционеры КТК поддерживают предложения ряда его участников о продлении действия тарифа на прокачку нефти и кредитных ставок. Об этом во вторник сообщило Агентство нефтяной информации (АНИ) информационного агентства «Интерфакс». 

По данным источника, если акционеры не оформят документ о расширении КТК, действие текущих тарифов и ставок будет прекращено. Акционеры КТК в сентябре прошлого года одобрили повышение тарифа на прокачку по системе с $30,24 до $38 за тонну и снижение кредитных ставок с 12,66 до 6%. Тогда же было решено, что подписание документа о расширении мощности трубопровода состоится до конца 2008 года. Совет директоров КТК 25 ноября текущего года вновь рассмотрит вопросы расширения трубопровода. По мнению г-на Демина, несмотря на высокую задолженность трубопровода, 2008 год КТК должен закончить с прибылью, тогда как в случае сохранения прежних тарифов и кредитных ставок консорциум вновь будет работать убыточно. «По российским законам, если два года компания проработает в минусе, то она подлежит либо принудительной, либо добровольной ликвидации. Если вернуться к старым тарифам, то это шаг к растянутому банкротству», - цитирует источник заявление Игоря Демина. 

Г-жа Анненкова, тем временем, полагает, что расширение будет принято. Однако наиболее жизнеспособной схемой она считает расширение трубопровода после проведения процедур банкротства и перехода управления КТК в другую компанию. «В текущих условиях проводить расширение достаточно сложно, так как КТК опять придется  взять кредит и увеличить долговое плечо еще больше», - отмечает эксперт. Кроме того, Анна Анненкова подчеркнула, что согласно практическому опыту, когда в процессе принятия решений участвует большое число акционеров, это создает значительные трудности. Вот почему участники КТК до сих пор не могут договориться ни по поводу расширения, ни поводу установления тарифов на прокачку. «Вероятность того, что через банкротство консорциум изменит структуру акционеров, а затем будет решать вопросы с расширением нефтепровода, вполне имеет место», - уверена аналитик ИК «Баррель». 

До недавнего времени доли государств-акционеров консорциума распределялись следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Оман – 7%. Однако Россия приобрела 7%-ную долю Омана. По словам представителей компании «Транснефть», в оформлении сделки остались лишь технические детали, а также нужно завершить юридические процедуры. Ранее неоднократно отмечалось, что доля Омана будет разделена между Россией и Казахстаном. Однако пока Россия единолично осуществляет завершение сделки по приобретению доли Омана. Казахстанские и российские эксперты отмечали, что наиболее вероятной была схема разделения пакета акций между двумя государствами, однако подобное поведение со стороны Российской Федерации вызвало неоднозначную реакцию казахстанских аналитиков. Тем временем г-жа Анненкова уверена, что владение большим пакетом акций, особенно в столь затрудненное для консорциума время, это, прежде всего большие риски и возможности больших убытков. «Следует отметить, что подобными действиями Россия взяла на себя больше обязательств, ведь задолженность по проекту на сегодня составляет очень значительную сумму в $5 млрд.», - утверждает она. 

Другие пути

Сложности, возникающие вокруг вопросов расширения нефтепровода, а также недавнее единоличное приобретение Россией доли Омана заставляет Казахстан пересматривать свои альтернативные маршруты транспортировки углеводородов. Как сообщает Интерфакс–АНИ, в случае нерасширения КТК дополнительные объемы казахстанской нефти, скорее всего, будут экспортироваться по южному маршруту: через Каспий в Баку и далее по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Источник пишет, что в случае отрицательного решения по вопросам расширения КТК в выигрыше останется ВР, которая является крупнейшим акционером БТД.

Тем временем, как сообщает информационное агентство OilCapital.Ru, Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR и НК «КазМунайГаз» подписали соглашение о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ). В рамках создания проекта планируется строительство нефтепровода Ескене- Курык, предварительная стоимость которого на первом этапе оценивается в $1,3-1,4 млрд., и создание Транскаспийской системы. Мощность планируемого трубопровода Ескене- Курык составляет около 20 млн. тонн нефти в год, которая будет прокачиваться через расположенный в Ескене завод по подготовке нефти, поступающей с Кашагана, и казахстанский порт Курык. Далее нефть планируется поставлять танкерами в Баку, а в Курыке построить новый нефтеналивной терминал для приема танкеров дедвейтом до 60 тыс. тонн, сообщает газета РБК. Транскаспийская система, в свою очередь предполагает долгосрочную танкерную транспортировку через нефтяные терминалы в Казахстане и Азербайджане и последующий экспорт «черного золота» с использованием трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и другой нефтетранспортной инфраструктуры. На начальном этапе Транскаспийская система обеспечит возможность транспортировки нефти в объеме 23 млн. тонн в год. В дальнейшем мощности возможно увеличить до 35-56 млн. тонн в год. По данным источника, общая стоимость создания системы оценивается в $3 млрд.

На вопрос «Капитал.kz» о том, какое из двух направлений: КТК или южные маршруты, было бы предпочтительней для Казахстана Анна Анненкова ответила, что республике необходимо диверсифицировать свои маршруты, однако полностью дислоцироваться от России не следует. «У Казахстана уже есть хорошее направление транспортировки нефти в Китай, а также западные маршруты, которые включают в себя российские каналы и южное направление. Нужно иметь потоки по всем маршрутам, причем именно так, чтобы и Россия, и Китай в них присутствовали», - уверяет она. Полный отказ от российского направления транспортировки, по мнению аналитика, может значительно повысить геополитические риски Казахстана.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤