Ненасытившийся рынок «мобилок»

Производители мобильных телефонов снижают целевые объемы производстваВ первой половине 2009 года с казахстанского рынка уйдут ко...

Производители мобильных телефонов снижают целевые объемы производства

В первой половине 2009 года с казахстанского рынка уйдут компании, владеющие сетью салонов по продаже сотовых телефонов и цифровой техники – «Евросеть» и «Диксис». Причиной послужит отсутствие роста и без того малого в объемах рынка сотовых телефонов. Компаниям просто не рентабельно присутствовать на таком рынке. Такое мнение высказал «Капитал.kz» Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobil Research Group.

Согласиться с мнением или его опровергнуть сложно. Между тем уход «Диксис» с казахстанского рынка, по словам г-на Муртазина, произойдет под флагом объявления банкротства. На днях компания сообщила, что рассматривается сценарий банкротства, после которого планируется создать новое юридическое лицо для осуществления прежней деятельности, которая, по мнению аналитика, осуществляться в нашей стране не будет. «В целом уверенным присутствие нового юридического лица сложно будет назвать, поскольку дела у компании идут не очень хорошо, даже после создания «Диксис дистирбьюшн», - поясняет ведущий аналитик Mobil Research Group.

Что касается «Диксис», то долг составляет около $240 млн. К компании подано уже несколько судебных исков из-за задолженности по кредитам в связи с просрочкой. В настоящее время общий объем судебных претензий кредиторов и поставщиков к ритейлеру составляет около $48 млн.

Крупнейшим кредитором «Диксис» является Альфа-банк, который может получить за долги долю в ритейлере. Опционом на покупку доли в «Диксис» располагает «Мегафон».

«Сотовый» рынок

Рынок мобильной связи в Казахстане близок к насыщению - с этим согласны и независимые аналитики, и участники рынка. К концу 2008 года проникновение сотовой связи в республике может достичь 100%. В этой ситуации у операторов должен развиться новый тренд: вместо борьбы за подключение абонентов должна начаться борьба за их удержание. Напомним, что за январь-август текущего года, по данным заместителя председателя Агентства по информатизации и связи (АИС) Аскара Бишигаева, количество абонентов сотовой связи превысило 14 млн. 714 тыс., при этом телефонная плотность сотовой связи составила 95 абонентов на 100 жителей.

При вошедшем в стадию зрелости рынке мобильной связи в Казахстане, по мнению ведущего аналитика Mobil Research Group, не существует такого понятия как рынок сотовых телефонов, хотя по прогнозам специалистов, численность владельцев мобильных телефонов в Казахстане к 2010 году достигнет 12 млн. человек.

Однако заявляемое количество сотовых абонентов как со стороны операторов сотовой связи, так и со стороны официальных казахстанских органов по статистике разнится с реальным количеством пользователей сотовой связи. При подсчете количества сотовых абонентов необходимо учитывать, что сотовые операторы считают объем абонентской базы через количество купленных SIM-карт. Однако есть абоненты, пользующиеся двумя и более SIM-картами. По приблизительным данным, количество абонентов, имеющих более одной SIM-карты, составляет от 8 до 10% от общего числа абонентов.

Между тем будущий год полон интересных и проблемных событий, и ожидать насыщения рынка мобильных телефонов не стоит. Эксперты расходятся в своих оценках, поскольку сложно предугадать изменения.

«По самым пессимистичным прогнозам, порядка 3-3,5 млн. телефонных трубок будет продано в Казахстане в течение будущего года, в лучшем случае - 6 млн., - поясняет Эльдар Муртазин. - Для сравнения: на российском рынке в худшем случае будет продано 20 млн. аппаратов в течение года, а в лучшем - 32 млн. аппаратов».

Южнокорейские производители мобильных телефонов Samsung Electronics и LG Electronics решили снизить целевые объемы производства из-за ухудшения местных и глобальных экономических условий. Как пишет РБК Daily, в 2009 году компании рассчитывают изготовить и продать на 8-12% аппаратов меньше, что, по их мнению, будет точнее соответствовать запросам рынка. Технологический сектор уже почувствовал воздействие финансового кризиса: спрос на потребительскую электронику снижается, вынуждая производителей пересматривать планы.

По сведениям биржевых источников газеты Maeli Business, южнокорейская компания Samsung намерена выпустить 222,8 млн. единиц вместо 242 млн., а на заводах LG будет собрано 105,6 млн. единиц вместо 119 млн., которые значились в планах изначально (снижение на 12%). По итогам текущего года Samsung соберет 200,1 млн. трубок, а LG — 100,1 млн.

«Рынок мобильных телефонов неплохо отражает потребительские настроения общества, которые, по мнению экспертов, помрачнели уже в четвертом квартале этого года и будут, по прогнозам, ухудшаться весь следующий год. Людям становится несвойственно без нужды обновлять аппараты, отказываясь от старых, но работающих моделей в пользу свежих дизайнерских и инженерных решений», - пишет источник.

Производители понимают, что кризис сделает неизбежной корректировку объемов выпуска продукции и заморозку инвестиций в собственное развитие. В период с июля по сентябрь Samsung занимал 17,1% глобального мобильного рынка, а LG была номером пять с долей в 7,8%, следуя вплотную за Sony Ericsson и Motorola. Эксперты считают, что если не произойдет сильных потрясений в домашних для производителей экономиках, то нынешнее соотношение между игроками рынка мобильных телефонов сильно вряд ли изменится. Тем не менее всем им придется сократить производство.

Отраслевая исследовательская фирма Gartner на прошлой неделе заявила, что в 2009 году общемировые продажи мобильных телефонов снизятся на 4%. 


Справка. Группа компаний «Диксис» основана в 1996 году, занимается дистрибуцией, оптовой и розничной торговлей и оказанием сервисных услуг на рынке цифровой техники и мобильной связи в РФ и Казахстане. Доля «Диксис» на рынке сотового ритейла - около 6%. Оборот компании в 2007 году составил $960 млн. В настоящее время в состав торговой сети «Диксис» входит порядка 1400 собственных и франчайзинговых магазинов в России и Республике Казахстан. В компании работают более 5800 человек.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤