Чувствознание кризиса
Ситуация в экономике обостряет слабые стороныНестабильность на финансовых рынках и общая экономическая неопределенность - всего...Ситуация в экономике обостряет слабые стороны
Нестабильность на финансовых рынках и общая экономическая неопределенность - всего этого не избежать и в 2009 году. Как отмечают исследователи компании Grant Thornton, предприниматели готовятся к продолжительному и болезненному спаду экономики. Главный источник пессимизма относительно перспектив собственных компаний - падение потребительского спроса и сжатие банковских кредитов: именно это предприниматели отметили в качестве основной угрозы бизнесу в 2009 году. Негативные ожидания формируют соответствующие планы компаний на будущее.
Таковы некоторые итоги рейтинга оптимизма предпринимателей разных стран, составляемого компанией Grant Thornton семь лет подряд. Этот рейтинг впервые превратился в рейтинг пессимизма. На перспективы развития экономики своих стран в 2009 году с оптимизмом смотрят 31% респондентов, с пессимизмом - 47% (опрошено 7200 руководителей компаний в 36 странах), пишет газета «Ведомости». Год назад оптимистов было вдвое больше, а пессимистов - меньше в 2,4 раза. Разница между числом позитивно и негативно настроенных упала с +40% до -16%. Единственная страна, где за год возросло число оптимистов, - Ботсвана.
Наихудшие ожидания - в странах Евросоюза: число пессимистичных оценок возросло в 2,8 раза, до 59%, и на столько же сократилось количество оптимистов. Аутсайдером рейтинга, как и годом ранее, осталась Япония, но при этом уровень негативных ожиданий вырос в полтора раза. Максимальный перепад настроения произошел у предпринимателей Гонконга: год назад разница между оптимистами и пессимистами составляла 81% в пользу оптимистов, а теперь больше пессимистов - на 49%. В Нидерландах индекс оптимизма упал с +70% до -37%, в Дании - с +74% до -34%, в США - с +22% до -34%.
Примечательно, что развивающиеся страны настроены более оптимистично. Если показатель оптимизма бизнесменов из ЕС составил -38%, США - -34%, Японии - -85%, то предпринимателей из Китая - +30%, Индии - +83%, Бразилии - +50%. Позитивные оценки доминируют в 12 странах из 36 (годом ранее - в 31 из 34). В Индии, возглавляющей рейтинг второй год подряд, 86% оптимистично настроенных против 3% пессимистов, в Китае - 44% против 14%, в Бразилии - 60% против 10%.
Полярные показатели указывают на то, что на мировом рынке все еще есть основания для надежды, говорит руководитель направления по предоставлению услуг компаниям, управляемым собственниками, Grant Thornton International Алекс Макбит. «В то время как на макроэкономическом уровне происходит резкое ухудшение настроений в бизнесе, бизнесмены из быстроразвивающихся стран видят в сегодняшней ситуации и реальные возможности», - пояснил Алекс Макбит.
Россия, в которой индекс оптимизма упал с +58% до -2%, оказалась «самым оптимистичным пессимистом», отмечают исследователи. Главная причина пессимизма российских предпринимателей - падение нефтяных цен, усиливающее ожидание рецессии, пишет источник, ссылаясь на главного экономиста Deutsche Bank Ярослава Лисоволика.
О том, как в текущем году свои возможности оценивают казахстанские предприниматели «Капитал.kz» опросил экспертов, задав три вопроса: ваш прогноз по поводу экономического развития Казахстана в 2009 году: оптимистичный или пессимистичный? Какие вы можете назвать самые большие угрозы развитию бизнеса в Казахстане в нынешнем году? И какими показателями, по вашему мнению, определяется настроение бизнесменов Казахстана?
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:
Реалистичный прогноз. Представители реального сектора экономики, к которому относятся большая часть субъектов малого и среднего бизнеса, особо и не рассчитывали на золотой дождь бюджетных денег, денег дольщиков, дешевых выгодных кредитов под легкие проценты и мифические залоги в виде земель, которые получали строительные компании. МСБ всегда в большей своей массе рассчитывал на реального покупателя, на реальный сектор экономики, который мог развиваться свободно только в конкурентной среде.
Если вести речь о пессимистичном прогнозе, то следует опасаться не кризиса, а отмены моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), недобора бюджета из-за общей стагнации некоторых отраслей экономики, в том числе снижения цен на ресурсы, полезные ископаемые (материалы первого передела), а также стагнации строительной отрасли. То есть крушения финансовой строительной пирамиды. МСБ опасается не углубления финансового кризиса, потому что он никогда и не рассчитывал на легкие банковские деньги, а того, что после окончания моратория подбадриваемые острым дефицитным бюджетом более полусотни контрольно-надзорных, фискальных органов разорвут остатки МСБ в клочья. Поэтому мы считаем, что мораторий в 2009 году необходимо продлить или хотя бы выработать адекватные правила в кризисный период, существенно ограничивающих разрушительные полномочия полусотни контрольно-надзорных органов.
Чего бизнесу нужно опасаться больше всего в 2009 году, так это усиления административного и фискального давления. И второе - реального снижения платежеспособного спроса населения. Не стоит ожидать и легких потребительских кредитов. Главные угрозы для его развития - это ограничение свободы конкуренции, административное давление, коррупция, высокие штрафы, жесткая фискальная политика. Это репрессивный характер государственной машины.
Подчеркну, что резерв для сохранения экономики есть. Во-первых, сегодня бизнес нуждается больше не в финансировании, а в работе. Поэтому государственный сектор должен стать основным заказчиком товаров и услуг отечественного МСБ. Во-вторых, резерв - это экономия бюджетных средств, пресечение воровства, хищений, которые скромно называют нецелевым использованием бюджетных денег. Тогда и денег столько не нужно будет в бюджете, чтобы бесконечно их «высасывать» из МСБ, если научиться ими распоряжаться. В-третьих, необходимо разобраться с теми госпрограммами, которые были провалены.
Для меня объективным показателем того, что компания развивается, а не находится в глубокой и устойчивой депрессии, служит обновление оборудования и фасадов зданий. То есть улучшение бизнес-среды не по предписанию контрольно-надзорных органов и акиматов, а по собственному желанию.
Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей:
Прогноз не самый оптимистичный, поскольку мы в 2008 году не решили многих проблем, связанных с поддержкой бизнеса. Антикризисная программа была принята поздно (в феврале 2008 года), и она начнет действовать не скоро, то есть даже не в этом месяце. В целом можно сказать, что сегодня в первую очередь необходимо поддержать МСБ через банки, институты развития (то есть выдача кредита), поскольку у многих компаний упали объемы производства, многие услуги оказались невостребованными. Далее необходимо решить вопросы, связанные с государственной поддержкой предпринимательства. Разобраться с административными процедурами, то есть получением разрешений. Это налоговая и таможенная политика, лицензирование, аккредитация, сертификация, вопросы проверок. Что касается налоговой политики и принятого нового Налогового кодекса, то, как он отразится на жизни предпринимателей - покажет время. Наша ассоциация его критиковала, поскольку он не новый, а с большими изменениями и дополнениями, учитывая современную ситуацию. Этот кодекс не внес кардинальной реформы в налоговую политику. Что касается вопроса проверок – проблемы не решены. Мораторий ввели, но в течение года не был принят ни один нормативный акт, тем более закон, который регулировал бы данный вопрос. Нет и официального решения о том, что мораторий будет продлен или приостановлен. Мы обратились с обращением к президенту о продлении моратория хотя бы до тех пор, пока не будет принят закон или нормативный документ, который бы координировал порядок проведения проверок. Вопросы, связанные с сертификаций, тоже фактически не решены, хотя на уровне министерств принимались приказы, но они не действуют. Вопросы с лицензированием также не решены. Эти нерешенные вопросы препятствуют развитию бизнеса и способствуют развитию коррупции. Что впоследствии ведет к повышению накладных расходов, которые в нынешнее время надо минимизировать, а это ложится тяжелым бременем на бизнес. Вот почему вся надежда на Антикризисную программу правительства на 2009-2010 годы, в которой будут четко определены сроки проведения, ответственные, конечные результаты, механизм передачи денег, ставки. Если все это будет решено в ближайшее время, я думаю, что бизнес в этом году продержится.
Приведу пример. Если в прошлом году в нашу ассоциацию входило 25-30 новых предприятий, то выходило 15-20, 80-90% из которых по причине приостановления своей деятельности. Похожая ситуация и в регионах. Если нашу статистику спроецировать на республику, примерно 40-50% предприятий малого бизнеса приостановили свою деятельность, поскольку снизились объемы производства.
Во-первых, главная угроза со стороны мирового рынка, на котором разыгрался финансовый кризис, поскольку оказывается сильное влияние на развитие бизнеса в РК, во-вторых, это угроза захвата рынка иностранными компаниями, так как их стоимость бизнеса сегодня сильно снижена. В-третьих, государство должно изменить свои подходы к бизнесу.
Многие предприниматели сегодня в поиске новых путей развития своего бизнеса. Одни пытаются оптимизировать процессы в бизнесе, другие пытаются найти резервы, чтобы минимизировать свои затраты. В докризисный период в МСБ особое внимание не уделялось маркетингу, качество услуг и товаров оставляло желать лучшего, да и ситуация была такая, что можно было получить прибыль за счет высокого спроса. Поэтому, я считаю, что из кризиса выйдут наиболее приспособленные предприятия к ведению бизнеса в новой ситуации, с большим потенциалом, те, которые ищут новые пути и методы, кто предлагает хороший товар и обладает креативом. Кризис - есть своеобразное приведение в чувство определенной части бизнес-сообщества.
Сергей Пизиков, директор проекта USAID по Казахстану:
Оптимистичный прогноз. Вопрос выходит далеко за рамки той деятельности, которой занимается наш проект USAID по улучшению бизнес-среды, поэтому в данном случае я буду говорить о своем личном мнении. Вообще-то, я по своему характеру оптимист, поэтому и в данном случае настрой у меня оптимистичный, хотя поводов для беспокойства, конечно, очень много. Скажу так: я думаю, что будет лучше, чем могло бы быть, хотя и хуже, чем хотелось бы. Мы все пережили тяжелейшее время начала-середины 90-х, так что переживем и этот кризис.
В определенном смысле кризис – хорошее время, прекрасный повод задуматься над тем, что и как можно изменить в отношениях «бизнес - государство» для того, чтобы объективные проблемы не усугублялись субъективными. Другими словами, именно сейчас нужно посмотреть на то, какие угрозы бизнесу существуют внутри самого государства в виде административных барьеров, излишней зарегулированности, отношений, организованных по принципу «не пущать» - и пересмотреть, изменить эти принципы, снизив угрозы. Ведь именно улучшение бизнес-климата, снижение административных барьеров должны помочь предпринимателям страны преодолеть кризис, способствовать оздоровлению экономики. Как раз на это нацелена Антикризисная программа правительства на 2009-2010 годы, в которую включены и меры, предложенные нашим проектом – например, дальнейшее упрощение процедур регистрации юридических лиц, регистрации недвижимости, получения разрешительной документации на строительство и т.д.
Так вот, я не открою секрета, если скажу, что самая большая угроза развитию бизнеса в Казахстане – это неисполнение предпринимаемых благих начинаний. По своему опыту взаимоотношений с государственными органами и чиновниками самых разных уровней я могу сказать, что на верхнем уровне руководства принимаются решения, которые на самом деле направлены на улучшение ситуации, на оздоровление обстановки, на облегчение условий развития бизнеса. Но по мере исполнения «внизу» эти решения претерпевают такие изменения, что достижение первоначально поставленной цели становится просто невозможным. Например, проблема неисполнения или ненадлежащего исполнения решений, на мой взгляд, и есть самая главная угроза развитию бизнеса.
Чем определяется настроение бизнесменов – лучше спросить у самих бизнесменов. Я думаю, они охотно ответят на этот вопрос. А вот если говорить о настроении, например, моих коллег по деятельности, связанной с изменением бизнес-среды, - настроение опять-таки во многом определяется общением с тем самым слоем государственных чиновников, в котором «вязнут» все благие начинания руководства страны, и отсюда – конечно же, пессимизм, или, по крайней мере – недостаток оптимизма. Тем не менее, я думаю, у Казахстана – а в первую очередь, у бизнес-сообщества страны – есть очень неплохие шансы не просто пережить кризис, а существенно улучшить правила игры на правовом поле бизнеса, добившись кардинального пересмотра подходов к подготовке и исполнению принимаемых решений.
Уроки над ошибками
Как сообщило издание K2kapital, за прошедший год инвесторы понесли до 57% убытков по своим инвестициям в развивающиеся рынки. Эксперты американского издания Washington Post предлагают вспомнить вечную истину и поучиться на своих ошибках. Итак, пять уроков, которые можно вынести из краха феномена emerging markets (развивающиеся рынки).
1. Теперь мы знаем, что значит понятие «волатильный». Такой показатель, как волатильность, волнует немногих в условиях колебаний рынка ценных бумаг. В 2008 году волатильность на развивающихся рынках перешагнула привычные границы и затронула даже «так себе» инвестиции вроде муниципальных облигаций. За последние 15 лет индекс развивающихся рынков MSCI в среднем в 1,6 раза превысил по степени волатильности индекс S&P500. В этом году индекс MSCI оказался в 1,7 раза более волатилен.
2. Все тесно связаны. Среди инвесторов было принято считать, что развивающиеся рынки уже достаточно окрепли, чтобы выстоять в условиях проблем, которые творятся на развитых рынках. Возможно, именно по этой причине акции на emerging-markets демонстрировали гораздо более высокий коэффициент цена/прибыль по сравнению с бумагами на развитых рынках в 2007 году.
Инвесторы не учли серьезного фактора - за последние 20 лет развитие мировой экономики определяли две страны - США и Китай. У одной была огромная потребность в потреблении, у другой - огромная потребность в производстве. Этот «двигатель роста» привел к буму потребления, который стал залогом процветания богатых ресурсами стран, таких как Россия и Бразилия. Вот почему кризис потребления в США обрушил всю систему.
Аналитики считают, что развивающиеся экономики перестанут зависеть от развитых стран очень нескоро.
3. Спекулянты создавали краткосрочные прибыли. Определить, каково влияние этого на тенденции повышения на развивающихся рынках хедж-фондов и спекулятивных инвесторов, сложно. Но однозначно то, что как только рынок «затрясло», первыми с него вышли спекулятивные инвесторы. «Большая часть денег, присутствовавших на emerging markets, - инвестиции из-за рубежа. Как только наступил кризис, люди стали возвращать деньги домой», - говорят аналитики.
4. Составьте план инвестиций. Решите, сколько вы готовы вложить в развивающиеся рынки и составьте четкий план с временной перспективой. И помните, что если любая часть вашего инвестиционного пакета показывает лучшие результаты, нежели пакет в целом, вам придется периодически подрезать эти активы. Это называется перебалансировка.
5. Держитесь! Если у вас есть четкий план инвестиций, вам не придется выводить свои деньги с рынка при неблагоприятных обстоятельствах. Соответственно, если нет нужды выводить деньги сейчас, то можно дать им время вернуть прибыль. Вовсе не обязательно фиксировать убытки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.