Нелетный кризис
Авиатопливо формирует стоимость билетовТекущий год будет сложным для авиакомпаний. Основные причины – мировой финансовый кризис,...Авиатопливо формирует стоимость билетов
Текущий год будет сложным для авиакомпаний. Основные причины – мировой финансовый кризис, высокие цены на горючее и сокращение спроса на услуги авиаперевозчиков. Такое мнение «Капитал.kz» высказали эксперты авиационной отрасли. На их взгляд, подорожание авиакеросина может отразиться на цене билета, и как следствие - на снижении пассажиропотока.
«Топливная составляющая является значительной в структуре расходов авиакомпании и соответствует 30% от всех затрат. От стоимости авиатоплива зависит размер топливного сбора. А это, в конечном счете, влияет на формирование цены авиабилета», - рассказал «Капитал.kz» Кадыржан Саламатов, главный финансовый аналитик отдела управленческого учета АО «Эйр Астана».
Как говорят специалисты, авиаперевозки по определению не могут быть дешевле других видов перевозок, так как это самый дорогой вид транспорта в связи с большим потреблением топлива, высокой стоимостью современных воздушных судов, а также их технического обслуживания. Все это усложняется тем, что пассажиропоток в целом не велик по отношению к географическим размерам Казахстана. «Мы на протяжении многих лет не повышали тарифы на авиаперевозки, унаследовав их в 2002 году от прежнего национального перевозчика АО «Эйр Казахстан». За это время, расходы по большинству статей, таких как авиатопливо, аэропортовое обслуживание, метеообеспечение, аэронавигация и т. д., выросло в несколько раз. Компания просто была вынуждена покрывать данные расходы собственной прибылью, а также частично компенсировать за счет топливных сборов, которые были введены на международных маршрутах», - объяснил г-н Саламатов.
Своим мнением по этому поводу поделился и Александр Топоров, президент авиакомпании «IJT». «Из-за неоправданно высоких цен на горючее некоторые авиаперевозчики несли убытки. Потому что они, как правило, не могут до бесконечности повышать цены на авиабилеты», - считает г-н Топоров. По его словам, доля топлива в цене билета составляет в среднем около 50%, на самых современных самолетах - 30%. Каким способом компенсировать рост топлива, каждая авиакомпания будет решать сама. Самый простой способ - увеличить стоимость пролета, а вот насколько - целиком и полностью зависит от людей, которые определяют политику компании.
Снижение стоимости авиакеросина, которое наблюдается в последние дни, не успокаивает авиаперевозчиков. Они сходятся во мнении, что эта цена еще не достигла приемлемого уровня 2002 года и достигнет не так скоро. К примеру, в 2008 году расходы на авиакеросин у АО «Эйр Астана» значительно превысили запланированный уровень. «Это, безусловно, оказало влияние на нашу прибыльность. Несмотря на это, авиакомпания заканчивает год с положительным результатом, хотя и с более низким, чем планировалось», - поведал г-н Саламатов. Он также отметил, что «2009 год будет очень сложным для авиакомпании в связи с мировым финансовым кризисом. А, учитывая данные факторы, авиакомпании трудно ожидать высокие прибыли в текущем году».
Между тем, в связи со значительным повышением цен на авиационный керосин в Казахстане премьер-министр Карим Масимов в конце прошлой недели поручил Агентству по защитн конкуренции провести специальное расследование. «Я даю поручение АЗК провести расследование и доложить мне: как это так получается, что керосин у нас дороже среднеевропейского? Откуда?», - сказал премьер, выступая на расширенной коллегии министерства транспорта и коммуникаций.
О повышении стоимости авиатоплива на внутреннем рынке сообщил Серик Ахметов, министр транспорта и коммуникаций РК.
«Факторами, препятствующими улучшению показателя конкурентоспособности воздушного транспорта, являются зависимость отрасли от импорта авиатоплива и его высокая цена. Вместе с тем в ноябре-декабре 2008 года впервые в Казахстане стоимость авиатоплива превысила среднеевропейский уровень», - сказал министр. Так, по информации Минтранскома, цены на авиакеросин в аэропортах Казахстана в четвертом квартале 2008 года составляли $650-750 за тонну, тогда как цены на рынках Европы и Азии составляют $425-500 за тонну, то есть ниже на 25-30%.
По мнению главы ведомства, необходимо принять меры по увеличению производства авиакеросина в Казахстане. «Следует выработать механизмы ценообразования на авиационный керосин в соответствии с широко применяемой международной практикой», - подчеркнул г-н Ахметов.
В Российской Федерации дела обстоят несколько лучше. Как считают российские аналитики, повышение цен на авиабилеты в этом году не будет выбиваться из общего увеличения стоимости потребительской корзины. И даже, возможно, цены будут расти медленнее инфляции.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.