Грузия: перезагрузка
Инаугурация Барака Обамы не изменила расстановку силДо инаугурации Барака Обамы оставалось несколько часов, когда посол Грузии в...Инаугурация Барака Обамы не изменила расстановку сил
До инаугурации Барака Обамы оставалось несколько часов, когда посол Грузии в США сделал заявление, открыто обозначившее начало новой военно-политической реальности в Кавказско-каспийском регионе. Бату Кутелиа, посланный с дипломатической миссией в Вашингтон прямо из кресла замминистра обороны, сообщил о предстоящей «реконструкции» грузинской системы ПВО «таким образом, чтобы могла защитить воздушное пространство страны от любых военных летательных объектов на близких, средних и дальних дистанциях». Обладание такой системы ПВО, как известно, требует огромных средств, но дело даже не в деньгах - и при их наличии существующая система международных отношений делает весьма непростым приобретение этих вооружений в достойном качестве и количестве.
Впрочем, обе эти задачи, непосильные одной Грузии, официальный Тбилиси решает, как отметил посол, «при помощи США и НАТО». Причем заявление об этом Кутелиа сделал сразу после встречи со спецпредставителем генсека НАТО Робертом Симмонсом и американским генералом Джоном Крэддоком - верховным главнокомандующим Объединенных вооруженных сил Альянса в Европе. А по сведениям корреспондента «Капитал.kz», в Грузии уже находятся американские военные специалисты, задача которых - на месте изучить подходящие пункты и другие аспекты развертывания средств противовоздушной обороны. То есть официальные заявления не предваряют, а следуют за конкретными действиями Запада по укреплению обороноспособности Грузии после августовской войны с Россией.
У заявления Кутелиа есть двойной политический подтекст. Оно прозвучало 20 января, в день инаугурации нового президента США, как бы подчеркивая преемственность курса Вашингтона в отношении кавказского союзника и решимость сполна реализовать только что подписанную грузино-американскую Хартию о стратегическом партнерстве. В этом смысле анонсирование ПВО, способной защищать всю страну «на близких, средних и дальних дистанциях», ставит крест на ожиданиях Москвы «договориться» с администрацией Обамы о «сливе» Грузии. Кроме того, таким образом США ответили на имевшую место днем раньше попытку России ввести против грузин военное эмбарго. 19 января Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения».
Согласно этому документу, соответствующим организациям запрещено до 1 декабря 2011 года поставлять, продавать или передавать Грузии с территории РФ военную продукцию и связанные с ней материальные средства. А иностранным государствам, в случае выявления фактов военных поставок в Грузию, грозит применение «специальных экономических мер вплоть до прекращения с такими государствами военно-технического и военно-экономического сотрудничества». В этой связи министр иностранных дел РФ отметил, что «любой, кто поставляет оружие Грузии, рискует испортить отношения с Россией». Теперь же Сергей Лавров знает, как относятся к подобной перспективе по ту сторону Атлантики.
Чисто в военном отношении реализация планов по грузинской системе ПВО чревата для Москвы серьезнейшими последствиями. В августе 2008 года у грузин противовоздушная оборона существовала в зачаточном виде. Один израильский комплекс «Спайдер», поставленные из Украины «Буки» и ветхие «Осы» при малом числе ПЗРК в пехотных частях позволяли лишь несколько прикрыть арену боевых действий, да и то в случае ограниченного числа атакующих самолетов. ВВС России совершили в ходе «пятидневной» войны более двухсот вылетов, и хоть понесли неоправданно большие потери, смогли подвергнуть бомбардировке объекты по всей стране. А после уничтожения грузинских радаров ничего не помешало российской авиации нанести массированные удары по грузинским подразделениям в Цхинвали и окрестностях города. Это стало переломным моментом, после которого высшее командование отдало войскам приказ выйти в зоны боев и отойти к Тбилиси – в противном случае грузинскую армию ждала незавидная участь быть уничтоженной бомбардировщиками и тактическими ракетами, задействованными Россией после неудач ее войсковых колонн на земле. Что ждет их в следующий раз, когда уже не будет поддержки с неба?
Однако ПВО – это лишь часть готовящихся военных программ. Новый министр обороны Грузии Давид Сихарулидзе (не путать с российским Антоном Сихарулидзе!) недавно провел более недели в США, часто посещая Пентагон. Официальная информация довольствуется общими фразами, однако направления, по которым Америка будет усиливать обороноспособность Грузии, являются секретом полишинеля. Новые программы подготовки и оснащения грузинских Вооруженных сил будут направлены на противостояние регулярной армии в полномасштабной войне, а не на участие в международных миротворческих и контртеррористических операциях, как это было до сих пор. Грузия должна иметь возможность воевать с Россией – пусть не на равных, но достаточно серьезно, чтобы уменьшить соблазн Кремля совершить еще одно вторжение. Для этого необходимы значительное увеличение армии, ее подготовка с учетом возможностей вероятного противника и большое количество тяжелого, особенно противотанкового оружия, а также противоракетные системы. В грузино-американской Хартии написано, что «Соединенные Штаты Америки поддержат усилия Грузии, нацеленные на удовлетворение легитимных потребностей своей безопасности и обороны, в том числе путем развития необходимых, совместимых с НАТО военных сил». Вопрос лишь в том, что Россия может вновь ударить по Грузии – превентивно... И хоть официальные лица в Тбилиси не рассматривают такую возможность в публичных высказываниях, это остается самым логически оправданным действием Кремля. Если только оно надежно не заблокировано Вашингтоном или всемирным финансовым кризисом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.