Прибыль сократится до нуля
Перевозчикам следует готовиться к убыткамВ Казахстане в первом квартале этого года ожидается снижение перевозок железнодорожным...Перевозчикам следует готовиться к убыткам
В Казахстане в первом квартале этого года ожидается снижение перевозок железнодорожным и авиатранспортом. Такое мнение в конце прошлой недели на расширенном заседании коллегии Минтранскома высказал министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов. По его прогнозам, объемы грузопотока в железнодорожной отрасли сократятся в среднем на 3-4%, тогда как в гражданской авиации - на 8%. Как он считает, сокращение грузоперевозок железной дорогой ожидается в связи со снижением объемов промышленного производства и уменьшением экспорта продукции ряда крупных казахстанских предприятий. Таких как: АО «ССГПО», АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Корпорация «Казахмыс», АО «Алюминий Казахстана», ТОО «Богатырь Аксесс Комир».
«Наблюдаемое снижение в целом сопоставимо с сезонными колебаниями и не является критическим, но более ясную картину по отрасли мы сможем определить не ранее мая-июня текущего года», - отметил г-н Ахметов. По его мнению, в совокупности с наблюдаемым спадом развития мировой экономики кризис может оказать свое негативное влияние на железнодорожную отрасль Казахстана к осени 2009 года. «Критический уровень в железнодорожной отрасли может возникнуть при снижении объемов перевозок на 15-20%. Это, в свою очередь, приведет к необходимости секвестирования инвестиционного бюджета по магистральной сети в 2 раза или на 36,5 млрд. тенге», - пояснил министр.
Как стало известно «Капитал.kz», грузооборот АО «НК «?аза?стан темір жолы» в 2008 году составил 215 млрд. т-км, что на 7% выше уровня 2007 года. Причем увеличение произошло во всех видах сообщений. «Объем перевозок к уровню 2007 года вырос на 3% и составил 269 млн. тонн грузов. Мы справились с поставленной задачей выполнения перевозок грузов за прошлый год, при этом обеспечив достаточную динамику основных производственных показателей. Не допущено ни одного случая отказа перевозок по причинам железной дороги», - пояснил Ермек Кизатов, вице-президент по развитию АО «НК «?аза?стан темір жолы». По его словам, доходы АО «НК «?ТЖ» и дочерних предприятий повысились на 15% и составили порядка 502 млрд. тенге. Рост доходов произошел за счет увеличения грузооборота и повышения с 1 апреля 2008 года тарифов на услуги по перевозке грузов. Как отметили в пресс-службе компании, это сделано в соответствии с ежегодным повышением тарифов, в среднем на 15%, согласно одобренной Правительством РК Инвестиционной программе нацкомпании на 2008-2012 годы.
Основные задачи национального перевозчика в этом году - сохранить эффективность, безопасность и надежность перевозок, а также обеспечить потребность казахстанской экономики и общества в грузовых и пассажирских перевозках. С целью же смягчения негативного влияния рецессии мировой экономики на производственно-финансовую деятельность АО «НК «?ТЖ» разработало Антикризисную программу, которая предусматривает мероприятия по сокращению расходов в зависимости от сценариев снижения грузооборота.
На фоне российских прогнозов заявление главы отечественного Минтранскома выглядит достаточно позитивным. Так, резкое сокращение объемов грузооборота в прошлом году заставило «Российские железные дороги» (РЖД) скорректировать прогнозы: грузоперевозки в этом году могут снизиться на 19%, а не на 6%, как ожидалось ранее. Напомним, в ноябре 2008 года Правительство РФ приняло инвестиционную программу и бизнес-план РЖД на 2009 год, предполагающие сокращение объемов перевозок лишь на 6%. Основой расчетов является стоимость нефти в этом году - при $50 за баррель бюджет РЖД будет базироваться на 9%-ном падении перевозок, а при снижении до 30% - на 19%-ном спаде.
Министерство транспорта РФ также ожидает снижения в пределах 10% и авиаперевозок. Как считает Игорь Левитин, глава ведомства, это произойдет из-за падения спроса на фоне мирового финансового кризиса. «Пока мы видим, что кризис оказывает наибольшее влияние на гражданскую авиацию и железную дорогу – происходит снижение спроса на пассажирские перевозки авиационным транспортом и на грузоперевозки железнодорожным», - пояснил г-н Левитин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.