Впереди планеты всей
Финансирование сельских школ не очень эффективноСуществующее финансирование сельских школ не очень эффективно, такое мнение выск...Финансирование сельских школ не очень эффективно
Существующее финансирование сельских школ не очень эффективно, такое мнение высказала Жанар Джандосова, директор Центра исследований «Сандж», после завершения мониторинга, в котором исследовалась эффективность государственных расходов на образование. «Мониторинг сельских и малокомплектных школ (МКШ) показал, что образование детей в сельских школах обходится в 3,5 раза дороже, чем в городских. В то же время никто из опрошенных директоров школ не смог объяснить, на основании чего рассчитывается и выделяется бюджет школы. Бюджеты сельских школ не детализированы и не предусматривают всех необходимых расходов», - говорит г-жа Джандосова.
По мнению инициаторов проекта, многие проблемы были бы решены при более прозрачном распределении бюджета сельских школ и его формировании на местном уровне с непосредственным участием родителей и учителей.
Отправной точкой исследования стал тот факт, что за последние семь лет объем финансирования образования увеличился почти в семь раз, но при этом никаких изменений согласно результатам ЕНТ в качестве образования не произошло. Показатели ЕНТ в сельских школах на протяжении последних лет остаются неизменными - на 15% ниже городских.
В отчете, подготовленном в рамках проекта, фигурирует цифра – из-за недофинансирования 11 млрд. тенге или 4% от общего бюджета среднего образования сельские педагоги платят на служебные нужды из своего кармана, чтобы обеспечить качественный учебный процесс в школах. Усугубляют положение отток молодых специалистов в город и старение педагогических кадров. Стаж 42% опрошенных учителей сельских школ и МКШ составляет 20-30 лет и только 17% работают в школе менее 10 лет.
Основной проблемой сельских школ специалисты вназывают неравный доступ к образованию в МКШ, который обусловлен менее профессиональными кадрами, слабой методической базой, худшими средствами коммуникации и остаточным финансированием.
«В Казахстане неудовлетворительная законодательная база для полнокровного функционирования МКШ, недостаточное финансирование образования на селе, бедность и безработица, низкий статус учителя и его зависимость от власти на местах», - говорит Жанар Джандосова.
По данным Агентства РК по статистике, номинальная средняя заработная плата по республике в июне 2008 года составила почти 63 тысячи тенге. У учителей заработная плата ниже, чем в целом по республике – она составила 40 459 тенге.
В ходе исследования выяснилось, что сельские учителя получают в среднем 30 тысяч тенге, однако большая часть работы учителей не оплачивается из-за выполнения недолжностной работы – подготовки и проведения сельских праздников, подворного обхода микроучастков, переписи населения, и даже переписи скота. В целом же недополучение оплаты на каждого сельского учителя составляет 62 500 тенге в год.
В год в Казахстане учитель в среднем получает $3,1 тыс., в то время как в России - $8 тыс., в США- $47,75 тыс., в Люксембурге - $88 тыс.
Сегодня из 8 тысяч казахстанских школ 75% - сельских, и в них учится почти половина всех школьников страны - 47%. При этом в Национальном отчете по образованию за 2006 год малокомплектные школы названы наиболее проблемным звеном в сфере образования республики.
Бюджет на развитие сельских территорий в 2007 году составил 107 млрд. тенге, из них расходы на образование - 33,9 млрд. тенге, на строительство и реконструкцию школ - 23,6 млрд. тенге. на капитальный ремонт объектов образования выделено дополнительно 5,2 млрд. тенге, тогда как на укрепление материально-технической базы образования на селе - 3,3 млрд. тенге. «Этих средств недостаточно, малокомплектные школы в большинстве своем находятся в приспособленных помещениях, то есть в помещениях барачного типа. Такие здания полностью лишены инфраструктуры, плохо отапливаемые, не имеют нормальных условий для занятия спортом. Все это делает недоступным качественное образование в МКШ», - отмечает директор Центра исследований «Сандж».
По данным этого Центра, около 33% МКШ находятся в аварийном состоянии, а 82% требуют немедленного капитального ремонта. Директоры 61,6% исследованных школ считают, что в них необходимо провести капитальный ремонт. В 23,3% школ нужно провести косметический ремонт. Доля школ, не требующих ремонта, составляет всего 3,3% от всех типов исследованных школ.
Сумма выделяемых средств на текущий ремонт одной школы в среднем по республике в 2008 году составляет 1 млн. 102 тыс. тенге. Эта сумма варьируется в зависимости от региона. В Костанайской области на текущий ремонт каждой школы выделено по 2,4 млн. тенге, в Акмолинской, Актюбинской областях - по 300-400 тыс. тенге. «Неясные принципы финансирования ведут к неравному доступу детей из разных регионов к образованию», - считает г-жа Джандосова.
По мнению аналитиков, финансирование казахстанских школ далеко не прозрачно. «Прозрачность школьного бюджета определяется наличием цифровых данных о затратах на образование, существующей практики формирования, расходования и подотчетности школьного бюджета, а также механизмов подготовки и принятия решений при утверждении бюджета в информационном пространстве. В школах такого встретить практически невозможно», - говорит Елена Ожго, консультант проекта Центра исследований «Сандж».
По ее словам, конституция гарантирует бесплатное общее среднее образование, но средств школьного бюджета недостаточно для этого. Закон РК «Об образовании» задает направления для многоканального финансирования школ, но на практике нормативная правовая база не поддерживает его. Школа знает свои нужды гораздо лучше, чем администратор программы, но утверждают бюджет местные органы управления. Родители и учителя принимают непосредственное участие в финансировании школы, но не включены в процесс управления и контроля, обсуждения того, что нужно для школы, и отдалены от контроля над расходованием государственных средств.
Эксперты предлагают передать функции распоряжения бюджетом самим школам. «Необходимо внести изменения в Закон РК «Об образовании», закрепить статус Школьных советов, ввести нормативы и правила подушевого финансирования. Также нужно изменить функции органов управления, перейти на программно-целевое управление, то есть на результат, кроме того, перейти от распорядительной к регулирующей системе взаимодействия с организациями образования, развивать государственно-общественные формы управления, позволить общественным организациям участвовать в разработке и реализации программ развития образования, а также в разработке и контроле над расходованием бюджетных средств.
Тем временем Жансеит Туймебаев, министр образования и науки РК, сообщил, что из 129 стран мира Казахстан, по данным ежегодного доклада ЮНЕСКО, занял 1-е место по индексу развития образования для всех. «Мы заняли 1-е место по таким позициям рейтинга, как охват начальным образованием, уровень грамотности взрослых, гендерный индекс и доля доучившихся до 5 класса», - сказал г-н Туймебаев.
За Казахстаном в рейтинге идут Япония, Германия, Норвегия и Великобритания. На последнем месте – Чад.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.