Время расширять мощности

Долгосрочные проекты, по мнению экспертов, сейчас наиболее рискованныКазахстан больше заинтересован в приобретении доли British...

Долгосрочные проекты, по мнению экспертов, сейчас наиболее рискованны

Казахстан больше заинтересован в приобретении доли British Petroleum в Каспийском трубопроводном консорциуме, хотя и продолжает переговоры с Россией о выкупе доли Омана.

Как заявил президент АО НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин, компания имеет полное право приобрести долю Омана и продолжает переговоры с Российской Федерацией, но в более спокойном режиме. Вопрос находится на стадии обсуждения, Казахстан имеет опцион и может приобрести до половины доли Омана у России. По данным источника, на сегодня необходимость в выкупе доли Омана существенно снизилась, так как казахстанская сторона заинтересована в тарифах на прокачку, в отношении которых сделка по BP более выгодна и, к тому же, находится уже на стадии завершения. Британская компания предложила казахстанской и российской сторонам свои доли участия в двух совместных предприятиях: Lukarco B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. Как заявил глава «Лукойл» Вагит Алекперов, «Лукойл» будет готов выкупить долю в КТК, если BP примет окончательное решение о продаже своей доли.

Как рассказала «Капитал.kz» аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова, в текущих условиях сделки по приобретению активов следует заключать исключительно с перспективой на будущее. По ее словам, если в текущем году и будет рост цен на нефть, то в среднем до $75 за баррель. «Сценарий с ценами на нефть в $150 если и будет реализован, то очень не скоро. Нужно снова привыкать к тому уровню цен, который сейчас сложился, а при текущем кризисе ликвидности и вовсе отложить сделки с рискованными активами», - утверждает аналитик.

Напомним, что в результате приобретения пакета акций Омана в консорциуме Россия увеличила долю участия в проекте с 24 до 31%. Ранее сообщалось, что Россия и Казахстан могли разделить пакет акций Омана пропорционально своей доле участия, однако на сегодня 7%-ная доля Омана в КТК полностью принадлежит российской стороне. Кроме РФ акционерами КТК являются Казахстан - 19%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, Lukarco B.V. - 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. - 2%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.

Как сообщает информационное агентство Oilсapital.ru, первоначальная цена за долю ВР в Lukаrco составила $2,5 млрд., позднее она опустилась до $1 млрд. «КазМунайГаз» тем временем достиг договоренности с BP о приобретении доли в Kazakhstan Pipeline Ventures на сумму $250 млн. Ранее компания сообщала, что с точки зрения экономической эффективности, сделка по выкупу доли Омана в КТК менее выгодна, чем сделка с британской BP. Во втором случае «КазМунайГаз» за $250 млн. приобретает пропускную мощность 10,5 млн тонн в год. Тем временем, Россия за счет 7%-ной доли Омана за $700 млн, получила лишь пропускную способность 1,5 млн тонн в год. Более подробную информацию об условиях сделки по приобретению доли в Kazakhstan Pipeline Ventures «КазМунайГаз» пока не комментирует.

ВР является единственным акционером КТК, который не обладает существенными объемами нефти для транспортировки по трубопроводу. В ходе принятия решения о расширении КТК ВР придерживалась иной точки зрения и поэтому, посчитав для себя не выгодным расширение трубопровода, объявила о намерении выйти из проекта. При падении цен на нефть и снижении добычи Анна Анненкова считает, что расширение КТК находится под вопросом. По ее мнению, долгосрочные проекты на сегодня «сворачиваются до лучших времен», и решения по ним откладываются до того момента, как участникам рынка станет ясно: пойдет ли процесс плавного восстановления цен на нефть или они останутся на текущем уровне. «Когда на этот вопрос будет получен ответ, станет более интересно рассматривать активы для приобретения», - утверждает эксперт ИК «Баррель».

Павел Сорокин, аналитик UniCreditAton, уверен, что цены на нефть должны восстановиться. По его мнению, при цене $78 за баррель проект расширения КТК должен себя оправдать. Эксперт полагает, что несмотря на текущий низкий уровень цен, расширение трубопровода - проект с расчетом на перспективу, сроки реализации которого составят как минимум три – четыре года. Аналитик уверен, что сейчас многие месторождения становятся экономически нерентабельными, но когда цены восстановятся, модернизированная и более мощная транспортная система уже будет готова к эксплуатации, поэтому считать проект расширения несвоевременным, все же не стоит. Хотя г-н Сорокин отметил, что сегодня многое будет зависеть от наличия необходимого количества свободных денежных средств.

Анна Анненкова согласна, что все упирается в фактор наличия финансовых ресурсов, но, с другой стороны, она отметила, что интересные активы следует приобретать тогда, пока они относительно дешевые. «Сейчас участники стараются придержать деньги, велики риски и неопределенность, и это правильно», - уверена она. По ее словам, «КазМунайГазу» если и имеет смысл приобретать доли участия, то уже по значительно снизившимся ценам и при наличии дополнительного дисконта. «Необходимо проводить политику ужесточения условий: если и совершать затраты, то только при перспективе получения определенной маржи», - считает г-жа Анненкова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤