Минусов гораздо больше
Налоговое законодательство для недропользователей трактуется неоднозначноC начала 2009 года вступил в действие новый Налоговый к...Налоговое законодательство для недропользователей трактуется неоднозначно
C начала 2009 года вступил в действие новый Налоговый кодекс. Согласно положениям налогового законодательства, ранее действовавший платеж роялти, введенный для добывающих отраслей, заменен налогом на добычу полезных ископаемых. При этом исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. В частности, в этом году ставки НДПИ на добычу нефти и газового конденсата определяются в зависимости от объема годовой добычи в размере от 5 до 18%. Со следующего года ожидается увеличение ставки налога на 1%.
Ранее министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев заявил о необходимости снижения ставок НДПИ для нефтегазового сектора на фоне низкого уровня мировых цен на нефть. По его словам, при установлении градации НДПИ налоговыми органами республики бралась в расчет цена нефти от $60 за баррель, при текущей цене требуется корректировка в меньшую сторону. Для предприятий горнорудной промышленности Правительство РК заявило о намерении снизить ставки НДПИ в обмен на обещания не сокращать рабочих. Следует отметить, что НДПИ не единственное изменение в рамках нового Налогового кодекса для недропользователей. Также была отменена стабильность по контрактам на недпропользование, кроме СРП и контрактов на недропользование, утвержденных президентом РК.
О том, с какими трудностями и разночтениями могли столкнуться специалисты по налогам на предприятиях нефтегазового сектора, «Капитал.kz» прокомментировал партнер юридической фирмы «Grata» Алмат Даумов.
- С какими трудностями встретились специалисты по налогам при трактовке изменений в исчислении налогов для недропользователей, связанных с введением нового Налогового кодекса?
- Во-первых, многие предприятия, которые работали в Казахстане на основе стабилизированного налогового режима, закрепленного в контракте на недропользование, все еще не могут определиться с тем, какие налоги и по какому налоговому законодательству уплачивать. В контракте на недропользование указывается, что предприятие уплачивает только те налоги, которые установлены в контракте, а это роялти, налог на сверхприбыль и другие, и стабилизированном налоговом законодательстве на дату вступления контракта в силу. А в новом Налоговом кодексе РК установлено, что стабильность сохраняется только по определенным категориям контрактов: это СРП и контракты на недропользование, утвержденные Главой государства. Понятно, что государство приняло политическое решение отменить стабильность налогового режима по подавляющему большинству контрактов на недропользование, но, с другой стороны, недропользователь остался в парадоксальной ситуации, когда контракт на недропользование, на основании которого он работает в Казахстане, устанавливает одно, а новый Налоговый кодекс – другое. Эта проблема возникла из-за того, что не внесены соответствующие изменения и дополнения в контракты на недропользование. Теперь многие недропользователи решают: принимать Налоговый кодекс с его новыми налогами НДПИ и ужесточенный рентный налог или нет.
Вторая сложность, с которой столкнулись налоговики на предприятиях, – это исчисление налога на добычу полезных ископаемых. К примеру, есть проблемы с исчислением производственной себестоимости добычи и первичной переработки - обогащения. Я полагаю, что многие вопросы будут устранены только после проведения первых налоговых проверок периодов, на которые распространяется новый Налоговый кодекс, но это не произойдет раньше, чем в середине 2010 года.
- Какой из двух платежей в бюджет наиболее эффективен для предприятий: действовавший ранее платеж роялти или введенный для добывающих отраслей НДПИ? Нуждается ли нефтедобывающая отрасль в снижении ставок НДПИ?
- Эффективным налог может быть только, если он соответствует принципам определенности и справедливости, он должен учитывать особенности исчисления объекта налогообложения. Роялти такие особенности учитывал. В частности, для целей исчисления роялти принимались во внимание затраты недропользователя на транспортировку сырья до пункта продажи - и это вполне логично и справедливо. НДПИ же такие расходы не учитывает. Первоначально, одной из причин замены роялти налогом на добычу полезных ископаемых налоговые органы называли злоупотребление недропользователями по умышленному завышению затрат на транспортировку, иными словами, оплата простоя транспортным компаниям. Но это проблемы налогового администрирования, проблемы практики. Если такие проблемы есть, нужно либо уточнить закон, либо не допускать таких злоупотреблений и наказывать посредством доначисления налогов, административных штрафов виновных недропользователей. Но из-за проблем, что сложно контролировать прозрачность исчисления затрат для целей роялти, – просто не учитывать такие расходы, подход чрезмерно кардинальный. Поэтому я считаю, что у НДПИ есть недостатки в сравнении с ранее действовавшим роялти. Что касается снижения ставок НДПИ для нефтедобывающей отрасли, то я полагаю, что ставки по нему необходимо снизить, хотя бы на период низких цен. По нашим расчетам, налоговый режим для недропользователей по новому законодательству дает парадоксальные результаты. Проблема в том, что чем меньше, к примеру, цена на нефть, тем получается выше коэффициент налоговой нагрузки на недропользователя. Проблема возникает из-за высоких ставок НДПИ и ужесточения рентного налога. Так, рентный налог начинает налагаться на недропользователя в любом случае, когда цена выше $40 за баррель. Я думаю, нужно пересмотреть этот подход и облагать рентным налогом экспорт нефти только в том случае, если цена выше $60, когда складывается благоприятная цена на мировых рынках. В целом же по НДПИ можно либо снизить ставки, либо учитывать в расчете НДПИ расходы недропользователя, которые занимают большую затратную часть.
- Оцените, в общем, нововведения в налоговом законодательстве для добывающих отраслей, какие можно выделить плюсы и минусы.
- Я считаю, плюсов для добывающих отраслей практически нет. Снижены ставки корпоративного подоходного налога, НДС и «зарплатных» налогов, в то время как минусов гораздо больше. Во-первых, практически все недропользователи, работающие в Казахстане на основании контрактов на недропользование, заключенных до 1 января 2004 года, лишились гарантии стабильности налогового режима, закрепленного в их контрактах. При заключении контракта инвесторы согласовывали, что будут платить только те налоги, которые установлены в контракте на недропользование и налоговом законодательстве, действующем на дату вступления его в силу. Никакие новые налоги на таких недропользователей распространяться не будут. Сейчас эта гарантия фактически отозвана.
Во-вторых, значительно увеличилась налоговая нагрузка. Если недропользователь при заключении контракта и закреплении в нем гарантии стабильности налогового режима планировал платить налоги по одному предельному коэффициенту до завершения действия контракта, то сейчас коэффициент налоговой нагрузки значительно увеличился. Вероятно, финансовые модели, а это - срок окупаемости инвестиций, доходность, кредиты и другие критерии, таких инвесторов изменились в худшую сторону.
Также следует отметить, что среди многих вопросов в части нововведений в налоговом законодательстве некоторые вопросы урегулированы неоднозначно. Могу утверждать, что пробелы, коллизии и неточности налогового законодательства могут стать большой проблемой недропользователей в ходе налоговых проверок, будут доначисления и крупные налоговые споры.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.