Деньги для ветра

Ратификация Киотского протокола может замедлить выход Казахстана из кризисаСудя по выступлению министра охраны окружающей среды...

Ратификация Киотского протокола может замедлить выход Казахстана из кризиса

Судя по выступлению министра охраны окружающей среды РК Нурлана Искакова, он нашел еще один источник ликвидности для казахстанских предприятий. Выступая на пленарном заседании мажилиса, глава МООС отметил, что в случае ратификации Казахстаном Киотского протокола ежегодные инвестиции в виде современных и эффективных технологий, которые будут внедряться передовыми странами в Казахстан, могут достигнуть более $1 млрд. «Трансферт технологий, в основном, будет направлен в энергетический сектор, где износ оборудования достигает 60%, и его модернизация потребует существенных инвестиций», - сказал министр. Соответственно, за 2 года объем инвестиций в экономику страны составит $2 млрд. При этом ратификация Киотского протокола будет иметь положительный отклик в мире, среди инвесторов и партнеров Казахстана. Из чего можно сделать вывод, что МООС уже формирует очередь из инвесторов, желающих вложить деньги в экологические программы в республике.

Однако, по мнению экспертов, заявление г-на Искакова достаточно оптимистично. Так, Алексей Серов, руководитель аналитического отдела российской консалтинговой компании Financial Bridge, отмечает наметившуюся в мире тенденцию сокращения затрат предприятий на экологию. Даже на те мероприятия, которые считались обязательными всего год назад, в нормальных условиях. И эта тенденция не обойдет и Казахстан.

Такое поведение предприятий предсказуемо и объяснимо. С точки зрения бизнеса, затраты на экологию не выгодны, а в период кризиса чересчур обременительны. Тем более если размер экологических затрат не сокращается адекватно сокращению доходов или объемов производства. В структуре капитальных затрат российских предприятий, рассказал г-н Серов в интервью «Капитал.kz», затраты на экологические программы составляют от 5 до 40%. Поэтому предприятия будут стремиться сократить все затраты, в том числе на защиту окружающей среды, считает эксперт. Но сокращение затрат на экологические мероприятия будет в основном косвенным – за счет замедления или сворачивания отдельных проектов.

Однако минимальный уровень затрат для определенных отраслей должен сохраняться, и это должны контролировать местные органы власти, отметил Алексей Серов. Например, завод, который сбрасывает свои сточные воды в открытые водоемы, обязан поддерживать работу своих очистных сооружений.

Минимально природу загрязняют, например, железные дороги. Максимально – предприятия топливно-энергетического комплекса, химической отрасли и ресурсодобывающие компании. Именно эти отрасли будут стремиться минимизировать свои затраты, тем более что они особенно пострадали от кризиса.

По данным МООС, в прошлом году 43-мя крупнейшими предприятиями страны, осуществляющими 80% эмиссий, израсходовано 123 млрд. тенге на их сокращение. Только на природоохранные мероприятия было привлечено около 50 тыс. рабочих. Так, в АО «Казцинк» на реализации природоохранных мероприятий работало 8200 человек, а в АО «АрселорМиттал Темиртау» - более 1100 человек. То есть нагрузка на предприятия достаточно сильная.

Как следовало ожидать, во вторник, 3 февраля, члены профсоюзного комитета АО «Казцинк» направили открытое письмо, адресованное руководству региона, местным депутатам и областному филиалу партии «Нур Отан», с просьбой снизить ставки за эмиссию в окружающую среду. В письме отмечается, что общая сумма платежей за эмиссию в окружающую среду по металлургическому комплексу «Казцинка» в прошлом году составила 1,322 млрд. тенге. Высокие, по мнению рабочих, ставки платежей за эмиссию в окружающую среду могут стать причиной остановки металлургических предприятий «Казцинка» в Восточно-Казахстанской области.

«Мы рассчитываем, что вы единогласно, осознавая социальную значимость вопроса, проголосуете за самый низкий уровень ставок платежей. И не потому, что мы не радеем за экологию, а потому, что мы хотим жить и работать», - отмечается в письме.

Серик Туржанов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, напротив, считает, что экологические выплаты предприятий-природопользователей должны быть сохранены, но необходимо изменить правила их использования, а также правила тендеров на проведение природоохранных мероприятий, что неизбежно повлечет за собой и снижение сумм экологических выплат. «Эти выплаты растворяются в общем бюджете - и их не видно. Сами тендеры закрыты, поэтому на них невозможно пробиться новым предприятиям, обладающим современными и недорогими технологиями», - пояснил он в интервью «Капитал.kz».

Реализация требований Киотского протокола, возможно, будет конкурировать за свободные средства с прочими программами развития, разработанными другими министерствами. Например, программой технологического Казахстана до 2015 года, инициированной министерством индустрии и торговли в декабре 2007 года. На первом этапе реализации программы в 2008-10 годах, то есть в период прохождения кризиса, потребуется более 23 млрд. тенге. Пока никто в МИиТ РК не подтверждал того, что эта программа все-таки будет запущена.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤