Кыргызов снова обещают озолотить
Правительство вновь вынашивает наполеоновские планыДве недели назад кабинет министров Кыргызстана выступил с новой Стратегией ра...Правительство вновь вынашивает наполеоновские планы
Две недели назад кабинет министров Кыргызстана выступил с новой Стратегией развития страны. На сей раз с 2009 по 2011 годы. Документ был направлен в парламент, где вызвал волну критики даже со стороны президентской партии. Впрочем, последняя, несмотря ни на что, намерена его одобрить.
По сути, документ представляет собой новую редакцию Стратегии развития Кыргызстана на 2007-2011 годы. Как заявил министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров, необходимость в новой СРС связана с тем, что правительство, как и положено, не сумело подготовиться к мировому финансовому кризису и его последствиям в республике. По этой причине МЭРТ (министерство экономического развития и торговли) разработало СРС на 2009-2011 годы.
«Новизна Стратегии развития Кыргызстана на 2009-2011 годы – попытка оценить вызовы и риски, которые будут влиять на наше развитие, - утверждает Жапаров. - Внешние шоки в ближайшие три года будут только усиливаться. Но на 2009-2011 годы предусмотрено применение так называемой зонтичной системы, предполагающей секторальную программу развития. А развитие конкретного населенного пункта, будь то село, район или город, предполагается осуществлять посредством запуска экономически обоснованных проектов».
Базовыми принципами стратегии заявлены консолидация общества, сохранение тенденции позитивных изменений в стране, мобилизация собственных ресурсов, единение всех интеллектуальных, властных и нравственных возможностей, нацеленность на результат через качественные изменения по стратегическим приоритетам развития страны. Реализация СРС предполагает проведение широкомасштабных реформ, сфокусированных на четырех приоритетах: повышении экономического потенциала, эффективности госуправления, ориентированном социальном развитии, обеспечении экологической безопасности.
В правительстве полагают, что стратегия позволит обеспечить уровень жизни не менее 50% граждан к 2011 году, «определяющий принадлежность к так называемому среднему классу». При этом, впрочем, средняя заработная плата должна достичь к тому же сроку $233 на человека, а минимальная потребительская корзина - около $160.
Достижение данной цели, как отмечают в МЭРТ, возможно исключительно при обеспечении высоких и устойчивых темпов экономического роста. В период 2009-2011 гг., по оценкам министерства, необходимо добиться ежегодных темпов роста внутреннего валового продукта на уровне 7,5-8%. К завершению реализации стратегии Кыргызстан планирует достичь производства ВВП в расчете на душу населения до $1600, превысив уровень 2008 года на 64%.
Столь высокого роста ВВП в горной республике, по оценкам МЭРТ, возможно добиться с помощью развития ряда отраслей. В их числе - энергетика, горная добыча, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, строительство, туризм, развитие торговли и стимулирование экспорта, транспортная инфраструктура, связь и информатизация, наука и инновации. Правительство рассчитывает добиться развития этих отраслей, в основном, за счет инвестиций.
Для реализации стратегии, в частности, требуется $8,2 млрд. $4,8 млрд. из них, по словам Акылбека Жапарова, предполагается направить из государственного бюджета. Еще $2,8 млрд. намечено получить от частного сектора и за счет инвестиционных проектов. В основном – без гарантий со стороны правительства. Этот объем средств, как ожидается, будет выделяться частным проектам. Показательный пример, - строительство Камбаратинской ГЭС-1, куда Россия готова вложить $1,7 млрд. Инвестиции будут осуществляться в создаваемое акционерное общество. 50% акций в нем передадут российской стороне.
Остальные средства – около $600 млн., как полагают в МЭРТ, выделят международные финансовые институты. Предварительное «добро» представителей донорских организаций на оказание подобной поддержки уже получено. Вопрос – в объемах предоставляемой помощи. Кыргызстан рассчитывает на получение от них, в основном, грантов. Либо – льготных кредитов, как от России. Последняя, напомним, обязалась на прошлой неделе предоставить горной республике $300 млн. на 40 лет под 0,74% годовых с семилетней отсрочкой выплат.
Привлечению части инвестиций, как ожидается, будет способствовать отечественный финансово-кредитный сектор. Причем, основными приоритетами развития банковской системы Кыргызстана призваны стать рост объемов и доступность кредитования. Предполагается создание Специализированного фонда рефинансирования банков. За счет увеличения капитальной базы банков, расширения объемов привлечений в виде депозитов и долгосрочного банковского финансирования соотношение банковских активов к ВВП в 2011 году, по оценкам МЭРТ, достигнет уровня 32%. Министерство считает, что получение кредитного рейтинга страной увеличит возможности предприятий Кыргызстана производить заимствования на мировых рынках.
В стратегии отмечается необходимость развития частного сектора. На его долю, согласно официальным данным, приходится две трети поступлений в доходную часть бюджета. Причем, половина из этого объема обеспечивается малым и средним бизнесом. Чтобы поддержать указанный сектор, государство намерено обеспечить создание системы стабильного и предсказуемого законодательства страны. Правительство готовится отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, создать эффективную институциональную систему для продвижения инвестиций, усилить конкурентоспособность страны через улучшение международных инвестиционных рейтингов.
Стратегия предусматривает три сценария развития Кыргызстана. Первый считается оптимистическим и предполагает рост ВВП на уровне 7-7,5% в год. Второй - базовым (рост ВВП на 5-5,6% в год). Согласно третьему – пессимистическому - ВВП будет увеличиваться на 2,8% в год. По словам главы МЭРТ Акылбека Жапарова, первые недели 2009 года свидетельствуют об опасности развития страны по третьему сценарию. Но в МЭРТ склоняются к тому, что в течение первой половины 2009 года ситуацию удастся выправить до «базовой» версии.
Независимые эксперты пока воздерживаются от оценок реалистичности стратегии. Это объясняется несколькими факторами. В том числе тем, что СРС – не первый стратегический документ, разработанный в Кыргызстане, но не исполненный. Другой важный момент – острая зависимость экономики республики от влияния внешних факторов. Резкая девальвация тенге, к примеру, уже болезненно ударила по курсу сома. По отношению к доллару национальная валюта за минувшую неделю сильно подешевела, на 3 сома. Если до 2 февраля $1 оценивался в 39 сомов, то 9-го – уже 42. При этом, как отмечается, правительству, возможно, придется вносить коррективы в планы уже в ближайшие полгода. В том же МЭРТ, к примеру, прогнозируют сокращение частных инвестиций в экономику Кыргызстана в 2009-ом в полтора-два раза.
Политический истеблишмент, в свою очередь, упрекает правительство и МЭРТ, разрабатывавшее стратегию, в отсутствии конкретики. Так, например, в Социал-демократической партии Кыргызстана, входящей в парламент республики, указывают на отсутствие в СРС реальных механизмов для выполнения заявленных целей. Критикой стратегию встретили и во фракции коммунистов.
«Я не думаю, что СРС в Кыргызстане когда-нибудь реализуется, - заявила депутат Бумайрам Мамасейитова. - О каком снижении безработицы можно говорить, если уже сейчас наблюдается сокращение кадров?».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.