Более чем хлебное место

В течение года экспорт казахстанских мукомолов может упасть на 750 тыс. тонн«Если Правительство Казахстана заинтересовано в увел...

В течение года экспорт казахстанских мукомолов может упасть на 750 тыс. тонн

«Если Правительство Казахстана заинтересовано в увеличении экспорта муки, то оно должно оказывать хотя бы минимальную поддержку отрасли. В противном случае мы потеряем традиционный для себя рынок стран Средней Азии», - такое мнение высказал в интервью «Капитал.kz» Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК.

Причина кризиса не в сокращении потребления хлеба нашими соседями, а в том, что внутри Казахстана сформировалась очень высокая цена на зерно, что в итоге сказалось на цене муки. По данным Союза, на станции Сарыагаш цена на российскую и украинскую муку составляет $310, на казахстанскую - минимум $350 за тонну.

«В результате в прошлом году мы потеряли 250 тыс. тонн экспорта муки, в 2009 году потеряем еще 500-600 тыс. тонн. Рынок Центральной Азии, который мы традиционно считали своим, нами утрачен. И не по той причине, что мы что-то не сделали, к этому привела государственная политика РК по стимулированию производителей зерна», - делает неожиданный вывод г-н Ган.

Ряд мукомольных комбинатов уже приостановили работу. 2 февраля приостановило часть своего производства АО «Костанайский мелькомбинат». По информации «Интерфакса», «мельница комбината полностью простаивает. Действуют только макаронная линия и элеватор. Основная причина простоя мельницы в том, что предприятие потеряло экспортные рынки сбыта. Россия в этом году заняла рынки Узбекистана, Таджикистана. Причем цена российской муки гораздо ниже костанайской.

В результате государственной поддержки производителей и активного развития рынка зерна цена на пшеницу на внутреннем рынке Казахстана сегодня составляет $250 за тонну. В данный момент это один из самых высоких показателей в мире, даже без учета девальвации тенге. С точки зрения товарного производства, цена великолепная: она покрывает все затраты сельского хозяйства, делает выгодным вложение инвестиций, позволяет обновлять средства производства.

Но с позиции переработчиков не все так гладко. «Если мы просубсидировали товаропроизводителя, и он продает пшеницу по $250 за тонну, то эта цена будет присутствовать на всех этапах дальнейшей переработки зерна. Если это производство хлеба – то в производстве муки и выпечка хлеба. Если это производство комбикормов, то далее она присутствует в структуре себестоимости мяса птицы и свинины, что делает данную продукцию неконкурентоспособной без государственной поддержки», - рассуждает г-н Ган. В результате однобокая политика государства привела к диспропорциям в других смежных отраслях АПК.

В 2008 году мукомолы купили у крестьян 2,5 млн. тонн зерна и продали его на внешних рынках. Таким образом, мукомолы стали крупнейшим покупателем и экспортером хлеба. Если экспорт муки прекратится, то Казахстан должен будет производить на 2,5 млн. тонн зерна меньше, что не согласуется с политикой Правительства РК.

80% объема выручки от экспорта своей сельхозпродукции Казахстан получает от экспорта муки. Это делает отрасль одной из ключевых в экономике страны. В то же время, отмечают переработчики зерна, все их показатели были достигнуты практически без поддержки государства, так как Минсельхоз всегда был ориентирован на более эффективно выглядящих экспортеров зерна.

Инструментов поддержки отрасли может быть несколько. Так, Евгений Ган видит выход, например, в возврате НДС для экспортеров, предоставлении мукомолам льготных кредитов в рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей, или прямом субсидировании экспортеров на разницу цены казахстанской и российской муки. Любой из этих инструментов позволит отрасли вернуть позиции на традиционных рынках сбыта.

Как будет выглядеть рынок зерна в ближайшее время, никто из зернопереработчиков, трейдеров и производителей пока говорить не рискует. Проблема Казахстана в том, что цены на зерно у нас традиционно номинируются в долларах. Поэтому после девальвации тенге видно желание держателей хлеба отыграть цену зерна в долларовом эквиваленте. То есть в тенге цена вырастет на те же 30%.

В этой ситуации вполне адекватный прогноз сделало Агентство по защите конкуренции. Мажит Есенбаев, председатель АЗК, на селекторном заседании правительства позавчера высказал предположение, что из-за девальвации тенге на внутреннем рынке вырастет цена на зерно и его производные. По его словам, цены на внутреннем рынке зерна привязаны к мировым ценам, соответственно из-за девальвации тенге цена на внутреннем рынке вырастет, так как экспортерам невыгодно будет продавать в Казахстане зерно по действующим ценам в тенге, которые в перерасчете на доллар теперь стали ниже мировых. Либо увеличится экспорт зерна, что создаст дефицит на внутреннем рынке и, соответственно, рост цен, который спровоцирует повышение стоимости на производную от зерна продукцию.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤