Астана пожелала чистой энергии
Правительство приняло программу энергосбережения до 2015 годаОсновная цель программы – снизить в 2015 году удельную энергоемкост...Правительство приняло программу энергосбережения до 2015 года
Основная цель программы – снизить в 2015 году удельную энергоемкость ВВП страны на 27% по отношению к 2006 году. За счет этого за период 2009-2015 гг. суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) составит 84 млн. тонн условного топлива.
По данным Международного энергетического агентства, величина энергоемкости ВВП в Казахстане по уровню 2006 года составила 0,52 т нефтяного эквивалента на $1 тыс. (по паритету покупательной способности в ценах 2000 года). Энергоемкость ВВП в РК в 1,92 – 3,46 раза выше, чем в Канаде, Швеции, Германии. Это, считают авторы программы, показывает значительные резервы, которыми еще обладает Казахстан в плане экономии энергии.
Основной вывод авторов программы заключается в том, что большая энергоемкость казахстанской экономики связана с использованием устаревших технологий, высоким общим износом основных средств производства (от 60 до 80%), отсутствием контроля за использованием ТЭР и дешевизной энергии. Поэтому государство берет на себя функцию контроля за эффективностью использования топливных ресурсов в экономике.
Основной объем энергии в структуре экономики страны потребляется крупнейшими предприятиями, то есть предприятиями сырьевого сектора, которые определяют развитие республики. Вследствие чего главная нагрузка по реализации данной программы ляжет на эти компании, сказал в интервью «Капитал.kz» Павел Беклемишев, президент АО СП «Белкамит». Но правительство не заинтересовано в снижении их эффективности, так как налоги с этих предприятий формируют бюджет Казахстана.
Более критично решение правительства для малого и среднего бизнеса, для которого все данные нововведения выльются в увеличение расходов и уменьшение прибыльности. Возможно, что требования этой программы станут определяющими для развития некоторых видов производства, и их владельцы могут принять решение о выходе из бизнеса. «Нынешний год очень тяжелый. Поэтому я бы отложил начало программы на более поздний срок», - считает г-н Беклемишев.
«Как руководитель производственного предприятия я, конечно, за более бережное использование энергии, - высказал свою точку зрения Сергей Апенко, генеральный директор ТОО «Текстилайн». - Надо понимать, что мы с точки зрения правильного использования природных ресурсов, безусловно, развращены. Это надо признать. Как обществу, нам надо еще много лет, чтобы дойти до такой культуры потребления природных ресурсов, как она развита в Европе. Но, возможно, это будет дополнительным препятствием, не стимулирующим вообще развитие предпринимательства, будет очередным сотрясанием воздуха, создающим препятствия для бизнеса, в частности если не велся никакой аудит, правительство не рекомендует какие-то мероприятия предпринимателю».
Контроль за использованием энергии будет вестись с помощью нормативов, которые будут периодически повышаться. Скорее всего, ежегодно. Степень снижения удельной энергоэффективности ВВП определена на основе средней расчетной величины годового снижения удельной энергоэффективности, заданной Стратегией индустриально-инновационного развития.
Согласно тексту программы, за превышение фактической энергоемкости над нормативной потребитель должен будет осуществлять налоговый платеж, пропорциональный величине превышения энергоемкости. Ставка платы определяется уполномоченным органом в зависимости от вида энергоресурсов, отрасли, групп потребителей, регионов, вида оборудования и т.д.
Другой механизм повышения энергоэффективности предполагает ограничения ввоза неэффективного оборудования, создание регулирующей разницы ставок для однотипного оборудования в зависимости от энергоэффективности, преференции для проектов в сфере энергосбережения, включение в перечень критериев конкурса при государственных закупках коэффициента энергоэффективности оборудования предприятия.
Для усиления роли государства правительство отныне будет иметь право устанавливать индивидуальные базовые отпускные цены для групп однотипных электростанций на период до 2015 года, а также устанавливать индивидуальные тарифы на уровне выше предельных цен для отдельных наиболее важных проектов, реализуемых за счет прямых отечественных и иностранных инвестиций.
Исходя из структуры экономики, приоритетность выполнения программы распределяется следующим образом:
а) электроэнергетика;
б) металлургия;
в) горнодобывающая;
г) прочие отрасли.
Согласно данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, металлургия потребляет 25% ТЭР экономики, горнодобывающая промышленность - 11,82%. Соответственно эти отрасли имеют наибольший потенциал экономии энергии. В электроэнергетике главный источник потерь, помимо устаревших коммуникаций, – коммерческие потери. То есть воровство. Их уровень доходит до 30%. Хотя и здесь рецепт борьбы с потерями тот же – переход на использование более высоких технологий, контроль и совершенствование систем передачи энергии.
Роль государства, согласно программе, ограничивается установлением стандартов энергоэффективности, контроля за их исполнением, а также стимулированием предприятий вводить энергосберегающие технологии. Но о каких-то финансовых вливаниях со стороны бюджета или программ финансирования замены основных средств в программе не говорится.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.