Автопром за пошлины
Казахстанские производители за повышение импортных пошлин на автомобили«Предложение министра индустрии и торговли Владимира Школ...Казахстанские производители за повышение импортных пошлин на автомобили
«Предложение министра индустрии и торговли Владимира Школьника о повышении импортных пошлин на автомобили как никогда актуально, - высказал свое мнение в интервью «Капитал.kz» Денис Бичуг, заместитель генерального директора группы компаний «БИПЭК Авто» - «Азия Авто». - Доля подержанных автомобилей в импорте в РК достигает критических 85%, более 70% автомобилей, эксплуатируемых в РК, старше 10 лет. Недавние действия российского и германского правительств по поддержке собственного автопрома и обновлению автопарка, ограничение ввоза старых автомобилей в Кыргызстан уже увеличили их поток в нашу страну, поскольку только Казахстан остался открытым для ввоза старых машин».
По его словам, если оставить в стороне вопросы безопасности и экологии, то сегодня главными побудительными мотивами являются создание единого Таможенного союза с Россией и Беларусью, а также развитие новых для Казахстана несырьевых отраслей, ориентированных на выпуск готовой продукции. Несырьевая промышленность характеризуется высокой трудоемкостью. А это значит, что в кризисное время в стране появится много рабочих мест. Одно рабочее место на автосборочном конвейере позволяет создать до 11 в смежных отраслях, главным образом в производстве комплектующих изделий. Реализация проектов АО «Азия-Авто» по организации производства легковых автомобилей в ВКО мощностью до 120 тыс. штук в год может обеспечить занятость 20 тыс. человек.
Владимир Школьник справедливо затронул теневую составляющую сегодняшнего автобизнеса. В сохранении существующего порядка ввоза легковых автомобилей в большей степени заинтересованы различные лица и организации, выступающие посредниками при таможенной очистке ввозимого транспорта. Именно здесь таится основа теневой экономики автобизнеса, считает руководитель «БИПЕК Авто»: благодаря этим посредникам мелкие автодилеры получают сверхприбыли, скрывая реальную стоимость завозимых автомобилей. Что касается новых автомобилей, то за счет отсутствия конкуренции дилеры в Казахстане зарабатывают больше своих коллег в других странах, где уровень пошлин превышает казахстанский в разы.
Реакция компаний, представляющих зарубежных производителей, была более сдержанной. Светлана Крашенинникова, директор отдела маркетинга компании «Меркур-авто», посчитала, что пока непонятно, какие цели перед собой ставит г-н Школьник, поэтому трудно говорить какие меру будут предприниматься. «Но мы после получения более полной информации будем стремиться, чтобы это нововведение не коснулось официальных продавцов», - сказала она в беседе с «Капитал.kz».
На минувшей неделе министр индустрии и торговли Казахстана предложил повысить импортные таможенные пошлины на автомобили. По его мнению, повышение импортных пошлин на автомобили позволит защитить внутренний рынок от ввоза устаревших машин, приведет к повышению доходов республиканского бюджета, а также позволит развивать в республике производство в данной сфере. «Парадокс ситуации заключается в следующем. В России пошлина на импорт автомобиля - 30%, у нас - 10%. Если вы посмотрите цены на новый автомобиль - и у нас, и в России они одинаковы в автосалонах. О чем это говорит? О том, что в бюджет не попадают деньги, а разница оседает у тех, кто продает», - сказал министр.
Согласно официальной статистике, Казахстан в 2008 году импортировал 155 тыс. 221 легковой автомобиль и 13 тыс. 631 грузовой, что на 60,3% и на 60,8%, соответственно, меньше, чем в 2007 году. В денежном выражении импорт легковых и грузовых автомобилей составил $1228,3 млн. (меньше на 48,7%) и $385 млн. (меньше на 47,8%) соответственно. В Казахстане в 2008 году было произведено 3284 легковых пассажирских автомобиля (на 48% меньше) и 1073 грузовых автомашины (на 47,5% меньше).
На заводе «Азиа-Авто» произошло сокращение производства, подтвердил информацию г-н Бичуг. Все автопроизводители устраивали длительные каникулы для выравнивания остатков продукции на складах. Но сегодня на заводе в ВКО идет активная подготовка к двум новым проектам с General Motors и Skoda. «Так что первая половина 2009 года будет интересной для отечественных производителей, мы представим на рынке целый ряд новых автомобилей казахстанской сборки», – пообещал он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.