И снова о пошлинах на авто
Постановление по автопошлинам могут пересмотретьПравительство Казахстана услышало голос автодилеров и, возможно, направит проект...Постановление по автопошлинам могут пересмотреть
Правительство Казахстана услышало голос автодилеров и, возможно, направит проект постановления о повышении таможенных пошлин на ввоз автомобилей на дополнительную экспертизу. «Мы ведем дискуссию с правительством. Нас услышали. Надеемся, будет проведена дополнительная экспертиза данного постановления, и будет принято правильное решение», – сообщил в интервью «Капитал.kz» президент группы компаний «Астана Групп» Нурлан Смагулов.
Введение таможенных пошлин, по мнению крупных автодилеров, на долю которых приходится 90% продаж новых автомобилей в Казахстане, признано не очень логичным, несвоевременным и непонятным для автодилеров, говорит г-н Смагулов.
«Когда мы вводим новые таможенные пошлины для подержанных машин, это еще как-то можно объяснить. Нужно, чтобы в страну завозилось меньше металлолома, экология улучшилась, чтобы страна соответствовала международным нормам. Но тогда у нашего потребителя должна быть возможность купить новый автомобиль. Но если мы одновременно повышаем пошлины и на старые, и на новые автомобили, тогда возникает вопрос, какую цель преследует правительство, идя на такой шаг?», – спрашивает руководитель компании.
Принятие такого постановления ударит по потребителям, потому что цены только на новые автомобили поднимутся в среднем на 15%, а на старые – на 50-60%, прогнозирует он. Официальные автодилеры будут вынуждены сокращать своих сотрудников, так как продажи на фоне падения доходов населения и потребительского спроса уже опустились на уровень 2005 года. С повышением импортных пошлин продажи упадут еще ниже. Весь рынок начнет уходить в тень и использовать серые схемы растаможки, уходить от налогов.
Авторитейл вместе с другими отраслями отечественной экономики переживает сложные времена. По итогам 2008 года объем продаж новых автомобилей официальными дилерами впервые за несколько лет упал. Так, общее число проданных автомобилей за 2008 год составило 23 573 единицы. В 2007 году аналогичный показатель составил 34 000 единиц. По сравнению с 2007 годом продажи упали на 29%.
«Главные причины сокращения продаж, – рассказывает г-н Смагулов, – снижение уровня доходов населения и падение потребительского спроса, усложнение доступа к автокредитованию, прямой запрет властей на покупку служебного автотранспорта бюджетными организациями. Даже скромный прогноз продаж официальных дилеров на 2009 год в размере 16 тыс. штук может быть скорректирован в сторону уменьшения».
«В это время правительство подготовило проект постановления о повышении импортных таможенных пошлин на новые автомобили, чтобы увеличить доходы республиканского бюджета, а также развивать отечественное автопроизводство. Мы не против развития в Казахстане собственного автопрома. Но мы считаем, что в республике нет отечественного автопроизводителя», – заявляет Нурлан Смагулов.
Завод в Усть-Каменогорске трудно назвать отечественным производителем, который собирает казахстанские автомобили, считает он. «Откровенно говоря, там прикручивают колеса и ставят руль. Это предприятие занимается так называемой крупно-узловой сборкой чешских, российских, американских автомобилей из машинокомплектов, которые завозятся по низким таможенным пошлинам, – рассказал г-н Смагулов. – Цена такого автомобиля должна быть выше в сравнении с готовым до его «растаможки» официальными дилерами, но в Казахстане он будет стоить дешевле только за счет более низкой таможенной пошлины на импорт комплектующих». Таким образом, это предприятие обходит таможенные правила, что подрывает принципы добросовестной конкуренции и негативно отразится на потребителях.
Президент группы компаний «Астана Групп» считает, что строить автозавод в Казахстане не очень выгодно. Наши соседи Россия и Китай – сильные автопроизводители. У них есть развитая инфраструктура для производства запчастей и комплектующих, есть квалифицированные кадры. «Мы же не сможем локализовать сборку иностранного автомобиля по лицензии, потому что у нас нет предприятий, готовых производить хоть какие-то комплектующие. Что говорить о создании собственного автомобиля! Надо честно признать, что у нас нет достаточного количества квалифицированной рабочей силы для собственного автопрома. Все попытки иностранных автопроизводителей наладить в Казахстане производство автомобилей еще в 90-х годах показывают, что это не очень жизнеспособный бизнес-проект».
Относительно автосборочного завода в Усть-Каменогорске Нурлан Смагулов отмечает, что компания хочет получить преимущество и стать монополистом за счет льгот при уплате импортных пошлин. «Руководство предприятия заявляет, что через 10-15 лет у нас в стране будет ездить 80% казахстанских автомобилей. Это не соответствует действительности. С повышением таможенных пошлин импортные автомобили не исчезнут с улиц наших городов. Просто их заполнят те же иностранные автомобили, ввезенные монополистом и собранные в Усть-Каменогорске. Мы не производим казахстанский автомобиль, а завозим машинокомплекты по льготным таможенным пошлинам. Если на авторынке появится монополист, то казахстанские потребители получат не самые лучшие автомобили по ценам выше, чем до введения таможенных пошлин, и при этом выбор моделей будет небольшим».
«Напрашивается идея лоббирования со стороны российского автопрома, – замечает г-н Смагулов. – Если Казахстан проведет гармонизацию таможенного законодательства с Россией и Беларусью, то это означает, что наша страна окажется в зоне влияния российского автопрома, и тогда россияне уберут своих конкурентов и будут завозить те автомобили, которые собираются в России, по упрощенным таможенным процедурам».
По данным «Астана-Моторс», в 2007 году доля новых импортных автомобилей, которые завезли официальные автодилеры, составила примерно 15,5% от общего объема импорта, который составил 237 тыс. штук. При этом официальные автодилеры заплатили в бюджет 70% от общего объема выплат от импорта автомобилей. При средней стоимости нового автомобиля $20 тыс. отчисления в бюджет составили: пошлина – $250 млн., НДС –$325 млн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.