Заправься, выйди на улицу голым
В стране началась охота на АЗСЦены на топливо в ближайшее время вновь пойдут вверх, уверен президент ТОО «Нар Ойл» Султан Ушбаев...В стране началась охота на АЗС
Цены на топливо в ближайшее время вновь пойдут вверх, уверен президент ТОО «Нар Ойл» Султан Ушбаев. Причина роста – вытеснение с розничного рынка ГСМ мелких автозаправочных станций финансовой полицией. По словам предпринимателя, в течение последнего месяца финполиция провела более 50 рейдов по частным АЗС, несмотря на мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса.
Поводом для возбуждения уголовных дел стала неправильная трактовка сотрудниками финполиции Закона РК «О лицензировании». В своих документах, утверждает г-н Ушбаев, они путают понятия «эксплуатация» и «торговля ГСМ». В соответствии с этим законом лицензированию подлежит только деятельность по эксплуатации объектов хранения газа, нефти и нефтепродуктов. Реализация же нефтепродуктов в перечень лицензируемых видов деятельности не входит.
Согласно другому постановлению правительства, государственным органом, выдающим лицензии на работу АЗС, определено Агентство РК по регулированию естественных монополий. И только оно имеет право контролировать работу заправочных станций. Поэтому сотрудники финансовой полиции вольно трактуют закон, пытаются доказать, что АЗС Алматы не имеют права заниматься реализацией топлива и пытаются привлечь их владельцев к уголовной ответственности по статье 190 УК РК «Незаконное предпринимательство».
Сама лицензия у компании есть. ТОО «Нар Ойл» подало заявление в АРЕМ на получение лицензии еще в июне 2007 года, но смогло получить ее лишь 27 февраля 2009 года. Такая задержка, как объяснили представителям компании в АРЕМ, была связана с большим объемом переданных материалов в соответствии с квалификационными требованиями, на каждый объект лицензирования – только у ТОО «Нар Ойл» больше 100 объектов, подлежащих лицензированию, и то, что агентству не была передана технология и процедура лицензирования заявителей.
«Подобные «проверки» были проведены еще на полусотне АЗС Алматы и Алматинской области. Одна из таких АЗС уже закрылась, так как против ее владельца возбуждено уголовное дело», – рассказал Султан Ушбаев.
За два дня до получения лицензии – 25 февраля – проверка на наличие лицензий прошла и в офисе самой компании «Нар Ойл». Офис штурмовала группа из 15 сотрудников финполиции. В здание они проникли, высадив окно на втором этаже. Взяв здание под контроль, полицейские опечатали часть кабинетов, принадлежащих предприятию.
Дежурный прокурор Алматы, прибыв на место действия, посоветовал зафиксировать все на видео- и фотокамеры. Однако и тут полицейские опередили события. «Проникнув в помещение охраны, они выкрали системные блоки двух компьютеров, использовавшихся для записи камер охраны. На следующий день они их вернули, – сообщил г-н Ушбаев, – но уже без информации, и вновь изъяли с уже приведенными понятыми».
Подобная деятельность финансовой полиции может погубить малый бизнес в торговле ГСМ, что означает исчезновение большой группы независимых АЗС, не работающих с крупными сетями. Следовательно, будет снижаться уровень конкуренции, что приведет к контролю топливного рынка крупными продавцами, которые будут диктовать свои цены на бензин и дизельное топливо.
Ключевым, в данном случае, является не розничный, а оптовый рынок ГСМ. Уже сегодня оптовый рынок ГСМ можно назвать высококонцентрированным или олигополией. Если бы в Казахстане действовало антимонопольное законодательство подобное тому, что работает в США, то уже сейчас агентство должно было бы взять под жесткий контроль трех крупнейших продавцов топлива, так как уровень монополизации рынка достиг того уровня, после которого начинается чистая монополия.
По словам руководителя ТОО, три крупнейшие сети АЗС страны по-прежнему контролируют доступ на нефтеперерабатывающие заводы Казахстана. Другие трейдеры получить казахстанский бензин не могут. Поэтому цены на топливо зависят от колебаний на рынке России, основном экспортере ГСМ в РК. «Сейчас цены на топливо в России пошли вверх. Теперь мы не сможем сдерживать розничные цены и также вынуждены будем их поднимать», – заметил он. По его словам, если средняя розничная цена на бензин марки Аи-93 в среднем по Алматы находилась на уровне 72-74 тенге, то на АЗС «Нар Ойл» – 65 тенге.
«Реакция Султана Ушбаева естественная, так как против него возбуждено уголовное дело по статье 190 УК РК «Незаконное предпринимательство», – рассказала в беседе с «Капитал.kz» пресс-секретарь ДБЭКП Алматы Алияш Тубина. – И прокуратура Алматы согласна с нашим мнением. Кроме этого мы возбудили уголовное дело еще против одного владельца АЗС по статье 192 УК РК «Лжепредринимательство».
«Директор ТОО «Нар Ойл» Ушбаев С.К. и др. ответственные лица осуществляли предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение обязательно, сопряженное с хранением и сбытом подакцизных товаров в значительном размере», – говорится в сообщении ДБЭКП (финансовая полиция) Алматы. Согласно документу незаконная реализация бензина марки Аи-93 была установлена на четырех АЗС, принадлежащих ТОО «Нар Ойл». ТОО «Нар Ойл» на момент проверки не имело лицензии на эксплуатацию объектов хранения нефтепродуктов. Сама проверка по соблюдению требований нормативных документов была проведена ГУ «Департамент Комитета по техническому регулированию и метрологии по Алматы».
Для защиты интересов частных независимых АЗС руководство компании намерено начать работу по созданию Топливного союза – отраслевого объединения субъектов частного предпринимательства. Закон РК «О частном предпринимательстве» позволяет подобным объединениям аккредитоваться при МЭМР РК, делегировать своих представителей в экспертные советы при МЭМР РК и акиматы областей. В этом случае участники рынка будут способны проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы отрасли, защищать интересы предприятий отрасли, отметил юрисконсульт оргкомитета «Топливный союз Казахстана» Руслан Байдагулов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.