Спасутся только банки

Как выжить страховым компаниям?Страховые организации Казахстана в январе-феврале 2009 года собрали страховых премий на общую сум...

Как выжить страховым компаниям?

Страховые организации Казахстана в январе-феврале 2009 года собрали страховых премий на общую сумму 17,9 млрд. тенге, что на 51% меньше аналогичного показателя 2008 года. Сбор страховых премий по итогам года снизится на 10% и составит 120 млрд. тенге. Причем наибольшее падение в ближайшее время покажет рынок добровольного имущественного страхования. Такой прогноз дает Агентство по финансовому надзору. Страховщики, в свою очередь, ищут пути преодоления кризиса и способы привлечения клиентов. О том, как остаться на плаву и преодолеть кризис в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказали Зауреш Далеева, председатель правления АО «Страховая компания «Альянс Полис», и Куаныш Даутов, исполнительный директор АО СК «Евразия».

– Как переживает страховой рынок финансово-экономический кризис, и каковы Ваши прогнозы в этом сегменте?

Зауреш Далеева:

– Проблема ясна – страховой рынок, как важная часть финансового рынка в целом, очень болезненно переносит финансовый кризис, кроме того, в отличие от банковского сектора, страховой не поддерживается государством в этот тяжелый период. Более того, в новом Налоговом кодексе усилена налоговая нагрузка на страховые компании. Помимо продолжающегося кризиса, развитие казахстанского страхового рынка несколько тормозит и недоработанность некоторых законодательных актов.

Плюс, недавняя инициатива Агентства по финансовому надзору передать страхование от несчастных случаев на производстве из отрасли общего страхования в страхование жизни – она может только усложнить развитие рынка, ухудшить качество услуг в этом сегменте. 

Говоря о перспективах развития, понятно, что произойдет замедление темпов роста, но рынок будет продолжать свое развитие. Конечно, и этот год не будет легким. Думаю, тот же банковский сектор с замиранием смотрит на нас, пытаясь понять и спрогнозировать дальнейший сценарий развития. 

Безусловно, конкуренция ужесточится. Уже отчетливо наблюдается снижение страховых премий по добровольным видам страхования. А, следовательно, многие компании направляют все усилия на сектор обязательного страхования. И конкурировать более мелким компаниям с уже лидерами рынка, у которых хорошая клиентская база и большой опыт, естественно, будет очень трудно. 

Если говорить об игроках на отечественном рынке – произойдут рокировки компаний. Выйдут на арену «сразиться» за лидерские позиции иностранные страховщики. Думаю, «выживут» крупные компании, с неплохими активами, клиентской базой и успешными иностранными партнерами, например, как у нас, по перестрахованию. Хотя, как показывает мировой опыт, – прогнозы на сегодняшний день часто не всегда уместны.

Куаныш Даутов:

– В 2009 году будет продолжаться спад на страховом рынке Казахстана. Обязательные виды страхования, так или иначе, сохранятся в республике, а все добровольные виды, особенно добровольное имущественное страхование, будут «проседать». Я думаю, что имущественное страхование в целом в 2009 году упадет минимум на 20%. Несмотря на всю ситуацию на рынке, компания показывает динамичный рост. Кроме того, будет снижаться спрос на такие продукты, как автоКаско, настолько, насколько будет снижаться спрос на автомобили, и автокредитование. 

– Как пережить кризис страховым компаниям, чтобы остаться на плаву?

Зауреш Далеева:

– Готовых успешных рецептов преодоления кризиса как таковых – нет. Стратегию, методы и способы выживания каждая компания выбирает для себя, поэтому я не могу говорить в целом о всех компаниях. 

Наверное, наиболее приемлемым для нас в данный момент вообще является переоценка ценностей. Страховые компании теперь более тщательно будут оценивать риски, внимательнее относиться к рынку, повышать профессиональный уровень страховщиков и эффективность топ-менеджмента. 

Также нужно сделать свои услуги всегда необходимыми для потребителя. А для этого самое актуальное – удобная линейка продуктов, включая экономичные; быстрое реагирование, высокое качество сервиса по всем видам страховых услуг и на всех стадиях их оказания, внимание и забота о клиентах. И, безусловно, самое главное и первостепенное для страховой компании – это ее способность отвечать по своим обязательствам перед каждым клиентом, то есть оперативно производить выплаты по страховым случаям, быть отзывчивой компанией. Для клиента всегда важно, кто и как поддерживал его в трудные моменты, а во время финансового кризиса важно вдвойне. Вдобавок, необходимо постоянно улучшать качество сервиса, делая страховых агентов и менеджеров не просто профессионалами– страховщиками, а помощниками для клиентов.

Куаныш Даутов:

– На данный момент путь преодоления воздействия кризиса на бизнес страховщиков уже должен быть ими выбран. Если говорить о «Евразии», то основу для стабильного роста, который в настоящее время демонстрирует компания, мы заложили еще весной 2007 года, когда появились первые кровавые отчеты с рынков США. Тогда было принято решение о том, чтобы «Евразия» сократила свои инвестиции в долгосрочные бонды, значительно увеличила инвестиции в депозиты в БВУ, которые максимально соответствуют специфике страхования, способные обеспечить максимальную ликвидность. Мы также вывели средства из высокорисковых бумаг, особенно строительного, финансового секторов, на пике их цены в 2007 году. 

Кроме того, всю вторую половину 2008 года мы скупали еврооблигации казахстанских банков. Таким образом, около 30% нашего портфеля захеджировано от падения тенге, а учитывая, что наши основные выплаты осуществляются все-таки в Казахстане, нам этого оказалось достаточно для того, чтоюы предупредить недавние события на казахстанском валютном рынке.

– Планируете ли вводить антикризисные продукты? 

Зауреш Далеева:

– Если под «антикризисными» понимать гибкость тарифов страховых продуктов и их пересмотр, то для нас это уже применяемые вещи. Актуальность введения каких-либо новинок на рынке, я думаю, отсутствует. Сейчас потребителю нужны гарантированное недорогое страхование и ответственность компании по своим обязательствам. Это главное. Конечно, скидки могут распространяться в основном на добровольные виды страхования. В данный момент мы пересматриваем, изменяем и улучшаем большинство существующих продуктов. Наша цель – сделать их более четкими, удобными для клиентов с гибкими ценовыми ставками. Чтобы продукт был экономичным, и в то же время покрывал необходимые застрахованному риски.

Для «Альянс Полиса» приоритетными в этом году являются корпоративные продукты, медицинское страхование и автострахование. Замечу, что последнее является наиболее востребованным продуктом. Причем не только как обязательный вид, но и как добровольный. Сегодня люди уже не задаются вопросом: нужно ли страховать машину. Потому что каждый день видят аварии на дорогах. И мы предлагаем широкую линейку продуктов: автоКаско, обязательное страхование, страхование собственного автомобиля не только от риска ДТП, стихийных бедствий, но и противоправных действий третьих лиц. Дальнейшее развитие получит страхование имущества. Особенно в Алматы, зоне повышенной сейсмичности. И если по правилам страхования мы не можем застраховать многоквартирный дом целиком, – будем страховать владельцу отдельно стены квартиры, а отдельно, например, отделку помещения… 

Куаныш Даутов:

– СК «Евразия» предлагает клиентам множество страховых продуктов и решений, способных покрыть убытки, возникшие, в частности, в результате кризисных явлений в экономике, если последние признаются страховыми случаями.

СК «Евразия» идет в ногу с потребностями рынка, предпринимая различные шаги с целью содействия мерам стабилизации ситуации. Так, «Евразия» еще в прошлом году вывела на рынок эксклюзивный продукт, актуальный в текущий момент, который позволяет банкам высвобождать капитал. Дело в том, что в связи с повышением рейтинга компании, в соответствии с постановлением Агентства по финансовому надзору, лишь полисы «Евразии» могут приниматься банками в Казахстане в качестве обеспечения кредитного портфеля. То есть банк, приобретая данный продукт, может начислять провизии в меньшем объеме, что в условиях ограниченной ликвидности является своего рода поддержкой банка, а соответственно и экономики в целом, со стороны страховой компании. 

– Планируется ли переориентация бизнес-процессов? 

Зауреш Далеева:

– Безусловно, рынок предъявляет те или иные требования, включая ситуации на международной арене и, как следствие, сам, кризис – это также рынок со специфическими требованиями к ведению бизнеса. А для многих людей и компаний кризис – это период переоценки ценностей, пересмотра возможностей, отлаживания и усовершенствования бизнес-процессов. В сложившихся условиях компании должны быстро реагировать на ситуации – перестроиться: стать мобильными, скоростными. Топ-менеджмент решения должен принимать оперативно, без проволочек. Те, кто неповоротлив и медлителен, просто не выживут, таким компаниям будет трудно развернуться в нужном направлении. 

Если говорить о нас, то кардинальной переориентации бизнес-процессов мы не внедряем. Мы их усовершенствуем, улучшаем, естественно, чтобы повысить рентабельность компании, качество нашей работы, управленцев и служащих. Тем более что еще в 2007 году мы получили сертификат ISO 9001-2000, подтвержденный немецким сертификационным центром «TUV SERT». И наша система менеджмента качества всегда должна соответствовать зарубежным стандартам.

– Можно ли экономить на страховании?

Куаныш Даутов:

– В целом, надо отметить, что в период экономических потрясений бизнес стремится сокращать расходы, и это оправдано, но лишь по ряду расходных статей. Надо понимать, что именно в кризисных условиях отвлечение основных средств компании на покрытие убытков от таких страховых случаев, как пожары, производственные аварии и т.д., может поставить бизнес в крайне сложное положение. Вот почему поэтому компаниям ни в коем случае нельзя сокращать расходы на страхование. 

– Многие аналитики полагают, что на рынке страхования Казахстана в ближайшие годы будет множество сделок по слиянию и поглощению. Согласны ли Вы с этим?

Зауреш Далеева:

– Возможно. Хотя подобные процессы больше происходят за рубежом, ведь мировой страховой рынок также испытывает спад. Для того чтобы выжить, многие гиганты финансового рынка либо дробят свой бизнес, либо идут на слияния и поглощения со своими недавними конкурентами. Если говорить о Казахстане, то я думаю, например, допустимо поглощение какой-либо компании более крупным игроком. Причиной может стать не банкротство компании, а скажем, снижение привлекательности страхового бизнеса в нынешних условиях или что-либо еще.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤