Все, кому должен – прощаю
Футбольный клуб «Кайрат-Алматы-КТЖ», не существующий уже три года, задолжал казне более 240 миллионов тенгеЕще один финансовый с...Футбольный клуб «Кайрат-Алматы-КТЖ», не существующий уже три года, задолжал казне более 240 миллионов тенге
Еще один финансовый скандал разгорается в казахстанском футболе. Зимой футбольная общественность удивлялась безумным долгам клубов «Кайрат» и «Астана» перед игроками и тренерами. Чуть позже выяснилось, что в нашем не самом богатом чемпионате футболистов сборной отдают в аренду не дешевле, чем за 250-300 тысяч долларов в год. И вот – новая история с деньгами.
В начале недели налоговый департамент по городу Алматы опубликовал список из 50 самых крупных должников – физических и юридических лиц, «забывших» в свое время заполнить декларации. Наряду со строительными фирмами, персонами из мира политики и другими менее интересными персонажами в число крупных должников попал… начальник команды «Локомотив» Юрий Хен, работавший несколько лет назад в футбольном клубе «Кайрат-Алматы-КТЖ». Именно эта организация и ее уполномоченный представитель Хен не заплатили в свое время более 149 миллионов в виде налогов. С тех пор набежала пеня. Общий долг Юрия Николаевича и железнодорожного «Кайрата» перед родиной теперь равен 243 миллионам тенге!
«Кайрат-Алматы-КТЖ» – это акционерное общество, которое в свое время управляло командой «Кайрат» и владело правами на футболистов. Национальный железнодорожный перевозчик пришел в футбол в 2003 году. Кайратовцы тогда практически побирались – у команды, помимо алматинского акимата, был один спонсор в виде небольшого заводика из города Актау. Денег игрокам хватало на еду и совсем чуть-чуть – пошиковать. Но после того как клуб под свое крыло взяла железная дорога, все изменилось. «Кайрат-КТЖ» выиграл сначала Кубок страны, а затем и чемпионат. В Алматы переехали известные казахстанские футболисты – Самат Смаков, Андрей Карпович, Фархадбек Ирисметов, Кайрат Нурдаулетов, Виталий Артемов, Ренат Абдулин… Однако сотрудничество железнодорожников и спортсменов закончилось в 2006 году. В матче с «Алма-Атой» кайратовцы ушли с поля, протестуя против несправедливого судейства. Федерация долго не могла принять какого-либо решения. Команду сначала хотели снять, потом простили, дисквалифицировав главного тренера и директора клуба. После этого боссы КТЖ решили больше не играть в футбол. Игроков отпустили по другим командам (кого-то бесплатно, кого-то – за деньги), клуб вроде бы объявил себя банкротом, а железная дорога решила сосредоточиться на других видах спорта. Так, например, в 2008 году компания КТЖ стала генеральным спонсором хоккейного клуба «Барыс».
Громом среди ясного неба прозвучало известие, что у АО «Кайрат-Алматы-КТЖ» такой огромный долг (если быть до конца точным – 243 миллиона 25 тысяч 512 тенге 72 тиын). Юрий Хен, числящийся должником, узнал об этой новости… от корреспондента «Капитал.kz».
– Сколько-сколько у меня долг? – переспрашивает бывший руководитель «Кайрата-КТЖ», – да я понятия не имею о таких суммах. Я работал директором полгода, потом уволился. Ликвидацией акционерного общества, насколько я знаю, занимались другие люди. А может, оно и не ликвидировано. В общем, спасибо за новость. Буду выяснять…
Другой человек, который мог пролить свет на неуплату налогов клубом – Ермек Сырлыбаев, бывший гендиректор «Кайрата». Человек, ни в каких махинациях не замеченный. Он, по сути, был первым в казахстанском футболе, кто рассказал журналистам о бюджете своей организации и всех расходах. Говорить о деньгах в нашем спорте не принято. А Ермек Амирбекович в конце каждого сезона доставал документы и показывал, сколько клуб получил средств от КТЖ, какое количество ушло на перелеты-переезды-гостиницы, каков зарплатный фонд организации и так далее. Из футбола Сырлыбаев ушел в волейбол, сейчас он один из руководителей федерации. И о налогах «Кайрата» вообще ничего не знает.
– Какие могут быть долги, если организация не работает уже три года? – говорит Ермек Сырлыбаев, – я даже представления не имею, откуда могут быть такие цифры. Ликвидировано ли акционерное общество, я точно не скажу. Но клуба «Кайрат-КТЖ» не существует уже три года!
В общем, получается интересная ситуация. У акционерного общества есть огромный долг. О его существовании не знают бывшие руководители организации – а сейчас она просто не функционирует. Кто в этом случае должен будет погашать задолженность перед государством? А государство – не бесправные футболисты, которые могут «простить» 240 миллионов тенге, как это произошло в «Астане». Государство может спросить за долг по полной программе. Вплоть до уголовного преследования. В данном конкретном случае – Юрия Хена, который числится ответственным лицом в налоговом департаменте. И вот стоит опять напомнить, что наш отечественный спорт в целом и футбол в частности далеки от прозрачности. Несмотря на то, что деньги, выделяемые на спорт и спортсменов, – по большому счету, государственные. Областные акимы, национальные компании вроде КТЖ, Казатомпрома и других содержат огромное количество атлетов, целые футбольные и хоккейные команды, да что там команды – целые виды спорта! Но о расходах предпочитают молчать. Стоит ли удивляться, что бывший футбольный клуб уклонился от уплаты 150 миллионов тенге, а теперь должен 240?
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.