Ограничение автоимпорта не изменит рынок
но повлечет за собой рост ввоза иномарок в разобранном видеОграничивать ввоз иномарок в Казахстан, не соответствующих современны...но повлечет за собой рост ввоза иномарок в разобранном виде
Ограничивать ввоз иномарок в Казахстан, не соответствующих современным экологическим стандартам в условиях кризиса, – неправильная мера. Такое мнение высказал «Капитал.kz» Геннадий Шестаков, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров. «Это ограничение, тем более в кризис, мягко говоря, излишне. На мой взгляд, необходимо потребовать с дорожной полиции, чтобы она выполняла свои функции и в соответствии с законом проводила технические осмотры автомобилей, а на момент техосмотра машины соответствовали тем параметрам, которые должны быть. И это единственная мера», – считает г-н Шестаков.
Кроме того, ограничение на ввоз иномарок, не соответствующих современным экостандартам, может повлечь за собой рост числа ввоза полусборов, то есть автомашин в недособранном виде, поскольку оплата ввозимых запчастей будет обходиться казахстанцам гораздо дешевле. Соответственно увеличится и количество станций технического обслуживания по сборке этих автомобилей. Но кто от этого выиграет, пока неизвестно.
По словам Геннадия Шестакова, разразившийся экономический кризис повлек за собой сокращение доходов населения, а девальвация тенге вызвала повышение цен и на автомобили импортного производства. В сложившейся ситуации многим казахстанцам приходится экономить и откладывать крупные покупки. В частности, мало кто в настоящее время планирует приобретение автомобиля. «За счет произошедшей девальвации у нас на все импортные автомобили защитная пошлина образовалась в размере 20-30%. А в связи с тем, что у Казахстана есть соглашение с Россией, поэтому для российских – такая ставка гораздо дешевле. Здесь налицо явное лоббирование российского автопроизводителя. Но люди, особенно в период кризиса, пытаются экономить, для них главное, чтобы машина ездила. Они лучше станут каким-то образом восстанавливать свои старые машины, а то, что они будут соответствовать тому уровню, который необходим, это вряд ли. И в этом вся печаль. На самом деле такое ограничение проблему не решает», – уверен эксперт.
Кто остался за бортом
Напомним, что в конце прошлой недели Глава государства Нурсултан Назарбаев дал два поручения. Первое Ахметжану Есимову, акиму Алматы, о запрете передвижения по городу крупногабаритного автотранспорта по улицам мегаполиса в дневное время. Вчера акимат уже принял соответствующее постановление.
Второе предназначено правительству – о введении ограничения на ввоз иномарок в Казахстан, не соответствующих современным экостандартам. «Правительству дано задание – принять соответствующее постановление, несмотря на всякие протесты чиновников, которые «хапают» деньги, мы не будем их слушать. Надо, чтобы сюда завозили нормальные машины. Желательно, чтобы это были экономичные машины. К примеру, в Сингапуре попробуй купить автомашину, кроме как японскую «Тойота», которая расходует на километр в 2 раза меньше бензина, чем другие. А тут все трейдеры, которые зарабатывают на старых автомашинах, заорали, что надо все машины впускать – ничего подобного», – заявил г-н Назарбаев.
Чтобы ограничить ввоз на территорию республики подержанных автомобилей, решить экологическую проблему и развивать отечественное автомобилестроение, Министерством индустрии и торговли РК совместно с заинтересованными государственными органами рассматривается вопрос повышения таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей до российского уровня. Так, предусматривается дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от объема двигателя транспортных средств и от года выпуска автомобиля. На импорт подержанных автомобилей со сроком эксплуатации свыше 7 лет предусматривается установить максимальные ставки пошлин, а на авто, срок которых менее 3 лет – минимальные. В частности, планируется повысить ставку таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей: со сроком эксплуатации свыше 7 лет – на уровне от 1,4 евро за 1 кубический сантиметр; от 3 до 7 лет – в размере 25%, но не менее 0,45 – 1,0 евро за 1 куб. см; новых автомобилей до 3 лет – в размере 25%, но не менее 1,0 – 2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя.
Сегодня импорт легковых автомобилей облагается комбинированной пошлиной в размере 10%, но не менее 0,1 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, исключая автомобили, специально предназначенные для медицинских целей, которые облагаются по нулевой ставке ввозной таможенной пошлины. Импорт автомобилей старше 10 лет облагается по ставке 15%.
Однако казахстанские специалисты сходятся во мнении, что применять российский опыт к отечественному рынку не следует. «Российский рынок и казахстанский – это две совершенно разные материи, и опыт россиян к нам неприменим. У нас своя страна со своей экономической ситуацией, и я не понимаю, причем здесь вообще россияне. Тут должен быть комплекс мер, а «лечь» под Россию – это самое простое. То, что есть еще казахстанцы – потребители товара, об этом почему-то никто не думает. РФ ввела ряд преференций для своего автопрома, там и льготные кредиты, и созданы другие механизмы, для того чтобы российский покупатель чувствовал себя более уверенно, а у нас такого нет», – сетует г-н Шестаков.
Экология в приоритете
Также для решения проблем экологии Алматы власти города намерены в текущем году создать муниципальный автобусный парк, машины в котором будут работать только на газе. Кроме того, по мнению властей, проблему решит и ввод новых развязок и Восточной объездной дороги.
Но в вопросах оздоровления экологической ситуации мнения экспертов сильно разошлись. Одни считают, что введение «семилетки» на экологическое положение крупных городов республики вряд ли повлияет. «Задымленность создают не отдельно взятые машины, а их общее количество, явно превышающее возможности мегаполисов. Конечно, если на каждую машину поставить катализатор и следить за его функционированием, то в определенной степени можно сбить экологическое напряжение, но такой вариант вряд ли возможен – водители все слишком разные», – считает Мэлс Елеусизов, председатель экосоюза «Табигат».
Другие уверены, что от ограничения ввоза иномарок в Казахстан, не соответствующих современным экологическим стандартам, будет масса пользы. Такие машины, в отличие от своих более старших собратьев, не только экологически чище, но и гораздо лучше по техническому состоянию, что напрямую влияет на количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Согласно данным акимата Алматы, в городе сейчас более 500 тыс. автомашин, и еще 200 тыс. машин ежедневно въезжают в мегаполис. Получается, что по алматинским дорогам сегодня ездят более 700 тыс. автомобилей, большинство из которых не соответствуют стандартам «Евро».
Между тем председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров придерживается иного мнения. «В Казахстане практически все машины, которые завозятся из Европы, соответствуют как стандартам Евро-1 и Евро-2, так и подходят по всем параметрам: катализатором, шумностью, дымностью и т.д. Но из-за того, что у нас бензин не очень хорошего качества, эти катализаторы начинают выходить из строя. В кризис человек вряд ли будет его менять, слишком дорого обойдется. Он его просто удалит, и дальше будет ездить, несмотря на то, что экологические требования не будут исполняться. Следовательно, и техосмотр будет проходить за взятку. И здесь опять же дорожной полиции нужно к таким вещам относиться достаточно жестко», – полагает Геннадий Шестаков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.