Беспилотная авиация на взлете
но для развития этой подотрасли в РК не существует никаких условийВ Казахстане разработана целевая программа по развитию научно-...но для развития этой подотрасли в РК не существует никаких условий
В Казахстане разработана целевая программа по развитию научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли РК в области создания беспилотных авиационных комплексов (БАК) на 2009 – 2020 годы. Для ее реализации создано партнерское объединение, в которое входят частные отечественные компании «Як Алакон», ТОО «NET Style», «ASTEL» и российская корпорация «ИРКУТ». Специалистами этого объединения определен и испытан ряд интегрированных многоцелевых комплексов, которые уже сейчас могут быть представлены потребителям. Причем доля казахстанской составляющей сегодня равна 30-50%, в дальнейшем планируется довести этот показатель до 80-90%.
Как рассказал «Капитал.kz» Александр Топоров, президент компании «Як Алакон», сегодня любая экономически развитая страна уделяет большое внимание развитию авиации. И в этой гонке воздушных технологий Казахстан играет не самую последнюю роль. Сейчас на вооружении нашей страны находятся израильские беспилотники, но совсем скоро в небо поднимутся уже отечественные машины. «В настоящее время в развитии беспилотников заинтересована любая мало-мальски экономически развитая страна. Беспилотная авиация удобна, прежде всего, тем, что она помогает выполнять исследовательскую работу в кратчайшие сроки. К примеру, Казахстан – это страна с большой площадью, и у нас случаются такие ЧП, как разрыв электросетей. Обычно на решение этих проблем затрачивается немало времени. Ведь прежде чем отправлять на место происшествия ремонтную бригаду, неплохо бы знать точные координаты. С нашей неразвитой дорожно-транспортной инфраструктурой много не поездишь, а потому беспилотники нам необходимы», – объяснил г-н Топоров. По его словам, программа поможет расшевелить казахстанские предприятия, которые смогут помочь авиационной отрасли.
В вопросах финансирования будут использованы как частные инвестиции, так и средства Национального инновационного фонда (НИФ). «Мы рассчитываем окупиться за 2 года, и привлекать большие суммы пока не собираемся. Для начала обоснуемся на взлетно-посадочной полосе, создадим сервисный центр и ангар для того, чтобы совершать сборку, для чего нам потребуется порядка $300 тыс. В ближайшие 6-7 лет в пределах СНГ мы рассчитываем занять 15% доли рынка, потому что у нас планы амбициозные с точки зрения как технических, так и финансовых возможностей», – пояснил Александр Топоров.
Программа как она есть
Программа разработана в соответствии с поручениями Главы государства в рамках концепции инновационного развития страны. Цель проекта – развитие научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли в области создания БАК. Они будут использоваться не только для внутренних потребностей республики, но и поставляться за рубеж. Программа формирует государственную научно-техническую и промышленную политику Казахстана в области авиастроения на период до 2020 года и нацелена на достижение диверсификации экономики и отхода от сырьевой направленности развития.
Главными сферами применения беспилотных комплексов станут охрана границы и правопорядка, антитеррористические мероприятия, обнаружение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический мониторинг и охрана природных ресурсов, мониторинг объектов промышленности, транспортной и энергетической инфраструктуры, а также сельскохозяйственных угодий.
Эта программа предусматривает поэтапную реализацию в течение 12 лет, начиная с 2009 года. И уже на первоначальном этапе, как надеются авторы программы, беспилотные авиационные комплексы начнут применяться не только в военном, но и гражданском секторе.
Так, первый этап – в 2009-2010 годы, подразумевает под собой, что казахстанские компании рассчитывают наладить контакты и сотрудничество с российскими предприятиями и организациями авиационной промышленности России как со стратегическими партнерами в целях создания сборочного производства БАК в Казахстане, соответствующей инфраструктуры, подготовки специалистов. На втором – в 2011-2015 годы, планируется провести необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по БАК малого и среднего радиуса действия, разработать соответствующую конструкторскую документацию, создать в республике действующие образцы беспилотных авиационных комплексов различного назначения и провести их испытания. И, наконец, в 2016-2020 годы компании-партнеры надеются создать устойчивую кооперацию из профильных специализированных институтов, организаций и казахстанских предприятий, а также наладить серийный выпуск беспилотных авиационных комплексов с учетом потребностей отечественных и зарубежных пользователей.
По мнению специалистов, в результате реализации программы Казахстан сделает рывок в своем инновационном развитии. В экономике страны значительно возрастет доля высоких технологий. Казахстан будет заниматься не только производством беспилотных комплексов, но и их обслуживанием.
Мировая практика
Сегодня разработкой беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного и гражданского назначения занимаются 49 стран. По официальным данным Международной ассоциации беспилотных систем, в мире известны 789 наименований БАК. Наибольшее количество их наименований насчитывается в США – 288. Затем следуют Израиль – 62, Франция – 56, Великобритания – 45 и Россия – 35.
Одним из перспективных направлений в развитии современной авиации являются пилотно-беспилотные летательные аппараты (ПБЛА). Они представляют собой самолеты или вертолеты с реализованной в них возможностью тройного управления: находящимся в кабине человеком-пилотом, дистанционно с помощью оператора наземной станции управления или полностью автоматически по заранее заложенной программе полета. По прогнозам ведущих аналитических центров, к 2010 году объем мирового рынка БПЛА составит $10 млрд. в год. Ежегодные продажи радиоэлектронных систем управления и связи, а также аппаратных средств полезной нагрузки для беспилотных комплексов могут достичь $3-4 млрд. А через 10-15 лет уровень развития беспилотных комплексов будет настолько высоким, что они смогут успешно решать все задачи, которые сейчас выполняют пилотируемые летательные аппараты. Например, в гражданской сфере – это обнаружение ЧС и ликвидация их последствий, экологический мониторинг, поиск и спасение пострадавших людей и терпящих бедствие судов, сельскохозяйственная авиация, мониторинг технического состояния промышленных объектов, транспортной инфраструктуры, нефте– и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи, наблюдение за правопорядком и борьба с терроризмом.
«Рынок беспилотных авиационных комплексов в мире насчитывает десятки миллиардов долларов. Главная цель отечественного проекта – развитие научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли в области создания беспилотных авиационных комплексов. Они будут использоваться не только для внутренних потребностей страны, но и поставляться за рубеж. Поскольку отечественное производство будет значительно дешевле европейского», – пояснил г-н Топоров.
Существенная проблема
Компании совместно с Ассоциацией сверхлегкой авиации Казахстана проводят работу по формированию предложений в рамках законодательной базы по использованию беспилотной авиации в едином воздушном пространстве республики, поскольку сегодня, как говорят эксперты, для развития этой подотрасли не существует никаких условий.
«В Казахстане нужны условия для своего производства. Надо начать хотя бы с маленьких беспилотных летательных комплексов. После развала Союза интеллектуальный потенциал остался, но производственных мощностей не сохранилось. Мы оказались на обочине развития авиации», – считает Умирбек Кенесбаев, президент Ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана. По его словам, крайне остро стоит вопрос по использованию воздушного пространства. «Мы одно из редких государств, где не существует Воздушного кодекса, что является главным фактором сдерживания развития воздушной авиации. В стадии разработки находится новый закон «Об использовании воздушного пространства», и он, как мы считаем, будет прологом для создания Воздушного кодекса», – полагает г-н Кенесбаев.
С ним солидарен и президент компании «Як Алакон». «Законодательно нужно решать использование воздушного пространства беспилотными комплексами в части полета над городом, чтобы мониторить движение улиц. Я так полагаю, что если МВД и ЧС будут их использовать для своих целей, то такое разрешение еще может быть. А вот, скажем, на гражданское использование, если речь идет о городе и окологородском пространстве, то будет проблема», – говорит Александр Топоров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.