«Плохими» долгами по хорошим банкам
Доля проблемных кредитов достигнет 35%По данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций...Доля проблемных кредитов достигнет 35%
По данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), в структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 апреля 2009 года доля стандартных кредитов составила 35,5%, сомнительных – 57,9%, безнадежных – 6,6%. Хотя еще на 1 апреля прошлого года доля стандартных кредитов насчитывала 42,9%, сомнительных – 55,0%, безнадежных – 2,1%.
Аналитики прогнозируют рост «плохих» долгов в казахстанских банках до нескольких десятков процентов, а банкиры с этим не согласны, по их данным, этот рост не превысит и 10%.
Как нам рассказала Екатерина Трофимова, заместитель директора парижского офиса компании Standart&Poor’s, на текущий момент агентство оценивает долю проблемных кредитов на уровне 25% в среднем по сектору, включая и реструктурированные кредиты. По прогнозам S&P, в ближайшие 12 месяцев этот показатель может достигнуть 35%, однако от банка к банку будет увеличиваться. При условии продолжения государственной поддержки и сохранения адекватной ликвидности ухудшение данного показателя не должно угрожать общей ситуации в секторе, хотя точечные проблемы в банках действительно возможны.
По словам г-жи Трофимовой, государственные программы поддержки банков смягчают кредитный шок для банковского сектора. Они должны способствовать повышению уровня возвратности долга, но на это уйдет время.
«Я подчеркнула слово «смягчит» шок, все-таки мы ожидаем, что негативная тенденция по увеличению объемов проблемных задолженностей будет расти, и будет продолжаться, это связано, прежде всего, с ухудшением конъюнктуры на мировых финансовых рынках. И государственная программа поддержки сможет несколько сдерживать рост «плохой» задолженности, а не прекратить ее совсем», – добавила эксперт.
К тому же, рост просроченной задолженности связан с несколькими факторами, к ним можно отнести и внешние, такие как ухудшение мировой конъюнктуры: кризис затягивается – пока даже не пройден его пик. А Казахстан в значительной степени интегрирован в мировую финансовую систему, и здесь нельзя ожидать стабилизации на внутреннем рынке без стабилизации на внешнем.
К внутренним факторам Екатерина Трофимова отнесла девальвацию, которая прошла в феврале этого года. Учитывая значительную долю валютных кредитов, девальвация будет усложнять способность заемщиков обслуживать свой долг, что приведет к росту просроченной задолженности. Также внутренней причиной является снижение уровня ликвидности в корпоративном и частном секторах. О чем свидетельствует негативная динамика по вкладам в последние несколько месяцев.
В то же время, что касается государственных программ, Павел Миронов, управляющий директор kaspi bank, пояснил, что самый основной здесь вопрос заключается в том, что государственные деньги – это очень большая ответственность как для заемщиков, так и для самого банка.
«Мне хотелось бы сконцентрировать на этом внимание, потому что люди думают, что деньги, которые государство выделило, – это деньги «просто так», под низкую ставку, и их могут взять все, кто хочет», – добавил представитель банка. С точки зрения зарабатывания денег на госпрограммах – приоритет– ноль.
Резервы
Елена Бахмутова, глава АФН, прогнозирует, что уровень провизий комбанков дойдет до 25% их кредитного портфеля. Об этом она рассказала в ходе третьей ежегодной конференции Fitch Ratings по Казахстану, прошедшей во вторник в Алматы.
При этом, по данным председателя АФН, в настоящее время уровень провизий составляет 14,6%. По ее словам, самый пессимистичный прогноз по объему провизий к концу 2009 года оценивается на уровне 30%.
«25% в среднем банки выдерживают. Если учесть, что может быть 30% по самому пессимистичному прогнозу, то выходит: 25% выдерживают и 5% – необходимы. 5% – это 5 млрд. тенге. Золотовалютные резервы Казахстана составляют $40 млрд.», – отметила г-жа Бахмутова. В целом, подчеркнула она, АФН будет требовать признания убытков банками, если таковые имеются, и создания ими необходимого уровня провизий.
По словам Павла Миронова, провизии влияют на прибыль и на капитал. «А у нас адекватность капитала – более 25%, и мы готовы создавать провизии ровно столько, сколько нужно, чтобы покрывать просроченные кредиты», – добавил он.
Ухудшение в банке, как и у всех банков, происходит в первую очередь по портфелю кредитов у МСБ и ипотеки. Но госпрограммы по кредитованию малого и среднего бизнеса и рефинансированию ипотеки будут сокращать риски этих портфелей, так как льготная процентная ставка уменьшит ежемесячные выплаты заемщиков, то есть обслуживать свои кредиты им будет проще.
Между тем, немногие банки Казахстана активно работают с коллекторскими агентствами.
По словам г-жи Трофимовой, коллекторские агентства не оказывают влияние на качество активов казахстанских банков, и использование их услуг все еще является не очень материальным в рамках всего сектора. Кроме того, их работа не влияет на уровень проблемности кредитов в банковском секторе, но в принципе может увеличить уровень возвратности долга.
С другой стороны, г-н Миронов уверен, что у банков, эффективно работающих с коллекторами, качество портфеля будет лучше. Следуя лучшей практике, в 2008 году kaspi bank создал центр Soft – Collection, чья работа заключается в напоминании клиентам о необходимости вовремя обслуживать свои кредиты. Банк информирует клиентов за несколько дней до фиксированной даты внесения платежа, чтобы они по ошибке или забывчивости не были вынуждены платить пеню, выходить на просрочку и т.д. Это одна из самых действенных практик вне зависимости от экономической ситуации в целом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.