Образовательный франчайзинг казахстанского производства
Отечественные образовательные учреждения стоят на пути создания собственных франшизРазвитие образовательного франчайзинга в Каза...Отечественные образовательные учреждения стоят на пути создания собственных франшиз
Развитие образовательного франчайзинга в Казахстане сдерживает недостаточная осведомленность участников рынка о его возможностях. Такое мнение «Капитал.kz» высказала Роза Садыкова, исполнительный директор Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО).
«Основная проблема в том, что эта тематика недостаточно освещена в публицистической и научной литературе. Франчайзинг в образовании – есть отраслевая форма франчайзинга. Это, по сути, совместная деятельность учебных заведений по формированию предложений и продвижению образовательных, а также сопутствующих услуг и продуктов на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности», – пояснила г-жа Садыкова. По ее словам, в любом государстве образование является системообразующим фактором, а качественное образование – основа социального развития и устойчивого экономического роста, поэтому без соответствующего реформирования образования невозможно адекватное развитие государства.
Сегодня образование является такой же сферой рыночных отношений, как промышленность, строительство, финансово-кредитные и другие системы. Производство образовательных услуг испытывает давление конкуренции, нуждается в рекламе и надежных путях реализации как в Казахстане, так и за рубежом. В этой связи наиболее эффективным средством конкурентной борьбы может послужить использование образовательными учреждениями франчайзинга. «Франчайзинг способствует не только увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и росту интеллектуального уровня общества. Он обеспечивает доступ к различным уровням образования там, где ранее оно порой было недоступным», – считает исполнительный директор РАЧОО.
По мнению эксперта, особую актуальность в настоящее время образовательный франчайзинг приобретает за счет увеличения интереса к новому направлению развития системы образования. А именно, внедрение методов дистанционного обучения с использованием современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий. Применение учебными заведениями франчайзинга позволит создать образовательные сети с использованием дистанционных технологий, тем самым, предоставляя всем желающим равный доступ к качественному образованию.
Согласно статистике, в мире образовательные продукты и услуги, где используется франчайзинг, по количеству задействованных франчайзи занимают среднее место между такими направлениями бизнеса, как автомобильный транспорт и торговля непродовольственными товарами. К примеру, только в США таких предприятий насчитывается свыше 15 тыс., а их объем продаж оценивается более чем в $2,5 млн. В среднем объем продаж одним предприятием составляет $175 тыс.
Как говорят специалисты, франчайзинг особенно актуален при обучении профессионально ориентированным предметам, прежде всего бизнесу и менеджменту, инженерному делу и технологиям. «Франчайзинг в образовательной сфере, наряду с другими сферами экономики, может применяться в двух направлениях. Первое – это приобретение отечественными образовательными учреждениями лицензий (франшиз) у известных западных школ. Причем такие франшизы часто доступны не только компаниям, уже имеющим опыт педагогики и предпринимательства, но и стартовым инвесторам. Второе направление – это создание образовательными учреждениями отечественных франшизных систем, которые уже прочно зарекомендовали себя на рынке», – объяснила г-жа Садыкова.
По ее словам, сегодня франчайзинг в Казахстане продемонстрирован не только в таких отраслях экономики как торговля и производство, но и в образовательной сфере. Таким примером является работающая в Алматы школа «EF English First». ТОО «Интердиалог» приобрело лицензию шведского франчайзера в 2006 году, тем самым получив эффективно работающее готовое дело и влившись во всемирно известную сеть школ обучения английскому языку. Пакет франшизы этой школы включает в себя исчерпывающее пособие по управлению, подготовке персонала, авторскую учебную систему и дизайн школы, административно компьютерную программу, готовое маркетинговое решение и поддержку в рекламной кампании, а также доступ к ресурсам компании EF через интернет. Кроме того, шведский лицензиар оказывает постоянную поддержку и предоставляет помощь высококвалифицированных специалистов в деятельности казахстанского лицензиата. Срок договора о франчайзинге 10 лет. Стоимость лицензии составила $30 тыс. Роялти – 10 % от валового дохода.
Еще одним учебным заведением, работающим на условиях приобретения франшизы, стала столичная школа обучения иностранным языкам «Language Link». Франчайзинговый пакет этого учреждения включает в себя сборник рекомендаций по созданию и управлению учебным центром, услуги по найму квалифицированных преподавателей-носителей языка, систему тренингов и стажировок для преподавателей и административного персонала, методические материалы для преподавателей, маркетинговые и рекламные материалы, онлайн-поддержку преподавателей и администраторов. Стоимость франшизы – $15 тыс. Роялти составляет $ 1,5 тыс. в квартал за один учебный центр. Средний срок возврата инвестиций – 1,5-2 года.
Кроме того, в Казахстане в качестве франчайзи функционирует «Forex Club» – это российская франшиза, которая обучает принципам работы на рынке Forex. Сегодня только в каталоге Агентства франчайзинга более 40 предложений образовательных франшиз из стран Европы, США, Индии и России. Всего же предложений в сфере образовательного франчайзинга насколько сотен. Критерии инвестиций приобретения таких лицензий находятся в диапазоне от $10-200 тыс.
«Помимо приобретения франшиз в образовательной сфере, ряд казахстанских образовательных учреждений уже стоят на пути создания собственных франшизных систем, и встать на этот путь, на наш взгляд, могли и многие другие, например – МШ «Мирас», ОФРО «БЭСТ», УО Школа «Достар». Таким образом, франчайзинг в образовательной сфере уже используется в Казахстане, и он оказывает свою положительную роль», – заключила г-жа Садыкова.
По ее прогнозам, уже в ближайшее время в республике в сфере образования появятся не только новые лицензиаты международных франчайзинговых сетей, но и отечественные франшизы, что положительно скажется на экономическом и интеллектуальном развитии всего казахстанского общества.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.