Пятизвездочные перспективы

Конкуренция в гостиничном секторе Алматы появится уже через два годаВысокие цены и низкий уровень сервиса в гостиницах – одно из...

Конкуренция в гостиничном секторе Алматы появится уже через два года

Высокие цены и низкий уровень сервиса в гостиницах – одно из самых уязвимых мест отечественного туризма. Однако, если по первому пункту ситуация изменится лишь когда объективный расчет поборет жадность, то по второму – владельцам отелей уже в скором времени придется всерьез поработать над качеством предоставляемых услуг. В жесткие рамки отельеров поставит конкуренция, которую эксперты предсказывают в течение года, максимум двух. По мнению аналитиков исследовательского агентства «DAMU Research Group», несмотря на все «плоды кризиса», спрос на гостиничные услуги достаточно велик. И тот факт, что владельцы элитных частных домов и квартир гостиничного типа пытаются компенсировать недостаток предложения номеров, четко указывает, что тенденции к росту в этом сегменте рынка имеются.

«Горизонт планирования в гостиничном секторе гораздо больше, чем на рынке жилищной недвижимости. К примеру, жилой массив строится год-два и продается уже во время строительства. Гостиницы, являясь долгосрочными проектами, оправдывают вложенные средства от 5 до 10 лет минимум. Те отели, строительство которых завершается сейчас,  начинали строить 4-5 лет назад. Следовательно, говорить о том, что этот рынок должен был адаптироваться так быстро – нельзя. Он  идет по инерции», – считает директор агентства Тимур Айсаутов. По его словам, поскольку в нынешний период в экономике осталось немного выигрышных для инвестирования направлений, но «определенные ресурсы» все же нужно во что-то вкладывать, многие инвесторы принимают решение строить именно гостиницы. Расчет таков: гостиничный бизнес как раз тот сектор, который еще способен приносить более-менее гарантируемый доход.

«Иностранные инвесторы предпочитают строить именно четырех – пятизвездочные отели, потому что для них приемлемы 15-20-летние сроки окупаемости. Внутренний бизнес и внутренний капитал не настолько прозорлив и оперативен, и, естественно, не успевает за иностранными инвестициями. И более того, такие долгосрочные проекты наши инвесторы любят оставлять на крайний случай. И вот он, собственно, наступил. Те, кто, к примеру, держал средства на рынке недвижимости, сегодня их высвобождают и надо снова во что-то вкладывать. Теперь это либо гостиницы, либо арендное жилье. Но если аренда – больше относится к нецивилизованному сегменту, то гостиницу – легко можно продать в будущем. С одной стороны, рынок сдулся, но с другой стороны, пришли новые игроки, которые раньше его не воспринимали», – отмечает г-н Айсаутов.

По данным Агентства РК по статистике, всего в Алматы функционируют 88 гостиниц, а это около 4 300 номеров. По мнению экспертов, такого количества явно недостаточно. А дефицит и слабая конкуренция, в свою очередь, не способствуют коррекции ценовой политики в пользу туристов как иностранных, так и отечественных.

Говоря о дефиците, имеют в виду отели уровня 3-4 звезды. В отличие от люксового сегмента, эта часть значительно меньше затронута инвестиционной активностью. Ниша сеть 3-звездочных гостиниц наименее развита – она представлена на рынке отелями с небольшим номерным фондом. Большинство гостиниц с внушительным количеством номеров представлены в верхнем ценовом сегменте. Таким образом, около 2 000 номеров (то есть почти половина от общего числа официально зарегистрированных) приходится на долю 4-5-звездочных отелей. Таких объектов в Алматы – 12.

Согласно данным исследования, в 2009-2010 годах емкость рынка гостиничных услуг значительно расширится благодаря выходу на рынок провайдеров с международными брендами (Marriott, Radisson и Holiday Inn и Rixos). Наглядный пример того, что инвесторы предпочитают осваивать нишу элитных отелей, требующую больших вложений, но и приносящую большие дивиденды (учтены и дополнительные услуги: проведение конференций, фуршетов, презентаций и других корпоративных мероприятий). 

На вопрос, как изменится ценовая политика отелей с ростом конкуренции, эксперты однозначного ответа не дают. Одни безоговорочно считают, что вопрос падения цен решит рыночный рост. Другие подтверждают это, но с оговоркой – если резко не увеличится спрос на гостиницы. «Если завтра не найдут какой-нибудь доисторический памятник и не произойдет резкий наплыв туристов, то существующий поток отели примут. Наш рынок не развит не только с точки зрения сервиса, но и по объему. Поскольку Казахстан – страна еще далеко не туристическая, и 90% приезжих посещают страну в основном с деловыми визитами, дополнительный объем отелей, пусть даже небольшой, позволит снять напряжение в спросе. Но даже при условии увеличившегося объема гостиничных площадей вряд ли цены будут на уровне отелей Турции или Таиланда. Чтобы цены упали до их предела, нужны совершенно другие туристические потоки», – говорят эксперты. По мнению участников рынка, расширить линейку предложения арендного жилья смогут и так называемые «доходные дома». «При высоких ценах, устанавливаемых отелями, для игроков рынка всегда будет соблазн занять нишу частного арендного жилья. Это как раз та альтернатива для бизнеса, когда нет возможности построить полноценную гостиницу», – отмечает Тимур Айсаутов.  

В последний год, в связи с влиянием мирового кризиса и снижением уровня деловой активности, алматинские гостиницы имеют относительно низкие коэффициенты загрузки – до 28%. И все же, анализ современного состояния гостиничного рынка в Алматы за последние годы показал, что увеличение количества гостиниц, численности обслуженных посетителей, оборотов, объема оказанных услуг, а также объема инвестиций  свидетельствуют об устойчивом и динамичном развитии рынка гостиничных услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤