Чиновникам закроют рот
Премьера просят назначить срок за инсайдерствоДля того чтобы узнать о событии, которое еще не случилось и о котором, соответстве...Премьера просят назначить срок за инсайдерство
Для того чтобы узнать о событии, которое еще не случилось и о котором, соответственно, еще не было заявлено, достаточно получить секретную информацию, которую «сливают» заинтересованным лицам, – инсайд.
Депутат мажилиса Аманжан Жамалов считает нужным законодательно закрепить ответственность должностных лиц за инсайдерство. Он обратился к Кариму Масимову с запросом «предусмотреть определение понятий «инсайд» и «инсайдерство» и определить уголовную ответственность должностных лиц за занятие этой деятельностью».
«Осуществление схем захвата крупной организации невозможно без участия заинтересованных в этом чиновников. Отдельным блоком стоит вопрос информационной безопасности. На национальном уровне данный вопрос равен вопросу финансовой стабильности и сохранения национальной безопасности. Не секрет, что должностные лица владеют огромными информационными ресурсами. Чиновники, использующие в личных целях и «сливающие» служебную информацию, являются одним из основных факторов процветания рейдерства в нашей стране и поэтому должны быть поставлены вне закона», – отметил Аманжан Жамалов. Фактически депутат отмечает, что инсайдерством активно занимаются именно чиновники. И, потенциально, довольно высокого ранга.
Немного истории. Прежде инсайдерами называли лиц, имеющих в силу своего служебного положения доступ к конфиденциальной информации о делах компании. Сегодня понятие «инсайдер» следует расширить. В принципе, инсайдером может оказаться любой сотрудник компании, который проявляет хоть какую-то активность на работе. Следует различать две группы инсайдеров – умышленно совершающих противоправные действия (с целью личного обогащения или мести) и неумышленно. В первую группу входят так называемые профессиональные инсайдеры (порой – «засланцы» конкурентов) и «обиженные» сотрудники.
Вторая группа инсайдеров – это лояльные сотрудники. Часть из них совершают инсайдерские действия по глупости, из любопытства или в результате рассеянности. Или же из желания сделать как лучше. Например, сообщить любимой тете, что в некоем банке, судя по всему, нелады, и, пожалуй, стоит забрать депозитные 10 тысяч тенге.
Кто станет козлом отпущения, если финансовая полиция или КНБ (вероятно, именно им будет поручено следить за потенциальными инсайдерами) на основании данных разведки будут заводить дело об инсайде? Каковы критерии оценки и можно ли расценить, например, получение журналистом информации в ходе интервью с чиновником, и затем публикацию полученной информации как инсайд?
Российское законодательство, кстати, больше рассчитано на «слив» информации, который может привести к манипулированию ценами на фондовом рынке. Мажилисмен же предлагает «пасти» чиновников. В России с его развитым фондовым рынком в круг инсайдеров включены эмитенты, должностные лица и сотрудники компаний-эмитентов, госслужащие, имеющие доступ к инсайдерской информации. Но профучастники рынка считают список неполным и особенно добавляют, что для предотвращения утечки информации необходимо ввести контроль за участниками рынка – физическими лицами и их родственниками. В список ответственных за инсайд могут попасть и представители СМИ.
Справка. В тройку «призеров» по степени опасности среди каналов утечки инсайдерской информации респонденты вынесли мобильные носители (70%), электронную почту (52%) и интернет (33%). Больше всего инсайдеров привлекают персональные данные (68%), финансовые отчеты и детали конкретных сделок (40%).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.