Новое приобретение
Бороздить казахстанские просторы будут бразильские самолетыАвиапарк национального перевозчика АО «Эйр Астана» в ближайшем будуще...Бороздить казахстанские просторы будут бразильские самолеты
Авиапарк национального перевозчика АО «Эйр Астана» в ближайшем будущем пополнится 6 бразильскими самолетами типа Embraer-190. Воздушные суда планируется использовать на внутренних рейсах между Астаной, Алматы и областными центрами.
Как рассказал «Капитал.kz» Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана», самолеты будут взяты в операционный лизинг сроком на 7 лет и на достаточно выгодных условиях. «Первые два самолета прибудут в марте 2011 года, третий в апреле 2011-го, а к концу 2013 года парк самолетов Embraer-190 увеличится до 6 воздушных судов. Мы не можем указать точную стоимость самолетов данного типа, так как воздушные суда Embraer-190 будут приобретены не в собственность авиакомпании, а в операционный лизинг, как и уже имеющиеся в авиапарке самолеты. При этом, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, нам предложили довольно выгодные условия», – пояснил г-н Фостер. Новые самолеты пополнят существующий парк авиакомпании, а не заменят его.
Напомним, в конце прошлого года нацперевозчик объявил о намерении провести тендер на покупку региональных самолетов. В качестве потенциальных поставщиков рассматривались канадский производитель самолетов Bombardier и бразильский Embraer.
«На сегодняшний день признанным лидером среди региональных самолетов является Embraer. Это, прежде всего, относится к самолетам нового поколения, которые пополнят наш авиапарк в скором будущем. Embraer-90 был продан в количестве 438 экземпляров по всему миру, а в числе покупателей Lufthansa и British Airways. Bombardier также является популярным самолетом, но в силу некоторых характеристик и вышеперечисленных факторов мы остановили свой выбор на воздушном судне Embraer-190», – объяснил президент авиакомпании.
По его словам, Embraer-190 выпущен с использованием новейших технологий и отличается высокой эксплуатационной технологичностью. Воздушное судно оснащено современной авионикой, что позволяет выполнять полеты практически в любых условиях, а благодаря прекрасным эксплуатационным характеристикам этого самолета его можно использовать на всех маршрутах на территории Казахстана с базировкой практически в любом городе страны.
В свою очередь Нуржан Байдаулетов, председатель совета директоров авиакомпании и управляющий директор государственного фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», еще в середине апреля намекнул о будущем пополнении авиапарка АО «Эйр Астана» первыми бразильскими самолетами. «В ближайшей перспективе начнут поступать совершенно новые бразильские самолеты Embraer для полетов на внутренних рейсах. Два самолета это, конечно, немного, но, имея достаточно высокую скорость, до 850 км/час, эти самолеты могут оборачиваться гораздо быстрее, чем, скажем, те же «Фоккеры»», – отметил г-н Байдаулетов.
Неизбежная реальность
Согласно изменениям, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций РК, в правила осуществления перевозок пассажиров на авиатранспорте с 1 января 2010 года эксплуатация самолетов советского производства АН-24, ТУ-134, ТУ-154 и других, чей возраст старше 20 лет, составляющих основу парка небольших авиакомпаний, будет запрещена.
Как говорят специалисты, устаревшая советская техника – одна из самых наболевших проблем региональных авиаперевозчиков, и запрет на ее использование может окончательно убить конкуренцию на рынке авиаперевозок Казахстана. Приобретение современных воздушных судов – достаточно дорогое удовольствие. К примеру, цена нового магистрального самолета достигает $30 млн., на вторичном же рынке воздушное судно со сроком эксплуатации не более 8 лет стоит около $10 млн. А таких денег у местных авиакомпаний просто нет.
«Эта мера продиктована, прежде всего, соображениями безопасности полетов. Конечно, приобретение современных западных самолетов дорогое удовольствие, поэтому местные авиакомпании, чтобы обновить авиапарк, нуждаются в материальной поддержке. На фоне других казахстанских авиакомпаний «Эйр Астана», эксплуатирующая современные воздушные суда, смотрится флагманом гражданской авиации страны. Стандарты безопасности национального авиаперевозчика соответствуют требованиям международных авторитетных организаций, например требованиям ICAO, Международной организации гражданской авиации. А поскольку стандарты безопасности некоторых казахстанских авиакомпаний не соответствуют принятым нормам, им было бы полезно принять во внимание наш опыт», – считает Питер Фостер.
Сегодня региональные авиакомпании просто не способны составить реальную конкуренцию монопольному игроку. Причем не только по финансовым возможностям, но и по имеющемуся в наличии авиапарку. Если у компаний второго эшелона средний возраст воздушных судов составляет 20 и более лет, то у национального перевозчика этот показатель на порядок ниже.
Так, сейчас нацперевозчик обслуживает 20 международных и 22 внутренних маршрута, а парк воздушных судов состоит из 21 современного самолета типа B767-300, В757-200, А321, А320, F50, при этом все они находятся в операционном лизинге.
Президент АО «Эйр Астана» уверен, что в создавшейся экономической ситуации наиболее разумной будет стратегия, направленная не на дальнейшие рост и расширение, а на консолидацию усилий для сохранения и улучшения имеющегося потенциала. «В этом году мы ограждаем себя от возможных рисков и стараемся добиться максимальной эффективности, увеличивая имеющуюся провозную емкость и делая особый акцент на внутренних направлениях. Успешно реализовав наши планы, мы сможем сократить издержки. Таким образом, мы ожидаем, по окончании кризиса остаться стабильной авиакомпанией с устойчивыми позициями на рынке, что даст нам преимущество для дальнейшего роста и развития в период восстановления экономики», – заключил г-н Фостер.
О сумме сделки руководитель компании говорить отказался, сославшись на условия договора. Однако известно, что на первичном рынке самолет типа Embraer стоит порядка $30 млн. В декабре 2008 года британская British Airways сообщила о покупке 11 самолетов у Embraer, а также опциона на приобретение еще трех воздушных судов. Сумма сделки составила $376 млн. Следовательно, средняя стоимость самолета обошлась британской авиакомпании порядка $27 млн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.