Утром – деньги, вечером – газ
Казахстану запретили выходить на европейский рынок самостоятельноОсновная причина разногласий между Россией и Украиной кроится в...Казахстану запретили выходить на европейский рынок самостоятельно
Основная причина разногласий между Россией и Украиной кроится в неспособности последней оплатить поставки газа. По мнению аналитиков, несмотря на то, что Европа рассматривает Украину как основного поставщика газа, причина проблем перебоя поставок исходит именно со стороны украинских властей.
Напомним, что в минувшую пятницу в Астане состоялась встреча премьер-министров двух стран Юлии Тимошенко и Владимира Путина, на которой обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в области электроэнергетики, а также тема получения Украиной кредита в $5 млрд. на закачку газа в подземные хранилища газа (ПХГ).
Как рассказал «Капитал.kz» Андрей Грозин, заведующий отделом Центральной Азии и Казахстан Института стран СНГ, у Украины сегодня в качестве кредитора остается только вариант России. «Кредиты МВФ в силу условий их предоставления на эти цели «оприходовать» никак не получится, ЕС спонсировать никого не собирается, «Новая Европа» хотела бы поучаствовать, но у нее самой с финансами не очень. Поэтому $5 млрд., вокруг которых в последние недели шли переговоры, остаются для украинской элиты не только самым желанным, но и, очевидно, единственным потенциальным «предвыборным фондом»», – уверен г-н Грозин.
Ранее Украина обращалась в Еврокомиссию с предложением о совместном финансировании закачки газа, но положительного ответа ей получить не удалось. Закачка газа в ПХГ Украины начинается в апреле и завершается в октябре. Но в настоящее время Украина, которой необходимо закачать в свои подземные хранилища порядка 19,5 млрд. кубометров газа, не располагает достаточными средствами для осуществления расчетов с Россией.
Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», придерживается иной точки зрения. По его мнению, вопрос закачки газа в ПХГ является исключительной прерогативой НАК «Нафтегаз Украины». «Газпром» сознательно идет на провоцирование конфликтов даже в тех сферах, где их не было ранее. Конечно, финансовое состояние «Нафтегаза Украины» является отнюдь не блестящим, однако пока он остается на 100% государственной компанией, и будет получать содействие со стороны государства в решении финансовых вопросов», – рассказывает г-н Гончар. По его мнению, глубинной причиной нынешнего обострения газовых отношений является на самом деле ухудшающееся положение российского монополиста. Аналитик уверен, что неожиданно резкое падение добычи на сибирских месторождениях, не первый год находящихся в стадии интенсивной деградации, заставляет «Газпром» маскировать эту проблему под сокращение спроса потребителей.
Российский эксперт утверждает, что на Украине крайне тяжелая экономическая ситуация, основные индустриальные группы испытывают проблемы, поэтому главный ресурс, «который остается у элит – это труба». «Полагаю, что от того, кто из украинских игроков сможет сейчас более-менее стабилизировать ситуацию вокруг энергопоставок из России, будут зависеть, в том числе и преференции для игрока на политической арене Украины накануне выборов», – аргументирует г-н Грозин.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК, также считает, что причины кроются в политических разногласиях внутри Украины. Эксперт отметил позицию Европейского союза, пытающегося снизить зависимость от России, как от единственного поставщика газа, вследствие чего пытается «отстранить» ее от всех мероприятий, происходящих относительно транспортного маршрута через Украину. По его мнению, события будут разворачиваться по следующему сценарию: Россия продолжает транспортировать газ через Украину, параллельно изучая возможности транспортировки газа альтернативными маршрутами. «Такой маршрут уже существует, вариант транзита через Болгарию весьма перспективен», – уверен аналитик.
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», в свою очередь, полагает что своими действиями российская сторона будет пытаться получить контроль над украинскими ПХГ и ГТС. «При этом все время через СМИ будет вестись массированная информационная пропаганда с тезисами типа «Нафтогаз» – банкрот», «Украина неплатежеспособна», «Украина нестабильна», «Транзит в ЕС под угрозой» и прочее», – комментирует г-н Гончар.
Андрей Грозин уверен, что в этой ситуации Украине необходимо максимально оперативно решать вопрос с поставками, поскольку российская сторона здесь намерена действовать жестко – как это было продемонстрировано и в январе, и в марте. «Сейчас будет наблюдаться аналогичная картина. Все зависит от того, какая из сторон максимально оперативно использует сложившуюся ситуацию в свою пользу и с максимальной выгодой», – считает российский эксперт.
На фоне разногласий Украины и России Казахстан обратился к российской стороне с просьбой о заключении договора транзита, согласно которому порядка 10-15 млрд. кубометров газа ежегодно Казахстан будет продавать в Европу самостоятельно.
В настоящее время казахстанский газ на российской границе покупается дочерней компанией «Газпрома». Как пишет деловое издание «Коммерсант», «Газпром» «просто убедил казахских коллег в том, что никакой разницы для продавцов при замене трейдера не произойдет – у них и так весь газ покупает компания из Евросоюза», и российская делегация посоветовала Казахстану продавать дополнительный газ в Китай. Во время переговоров по газовым вопросам «Газпром», в свою очередь, согласился на предложение Астаны – полностью перейти на европейскую формулу цены при закупке топлива в Казахстане. Через Украину транспортируется порядка 3 млрд. кубометров казахстанского газа, цена которого теперь будет рассчитываться по европейской формуле.
Как отметил «Капитал.kz» Олег Егоров, Туркменистан и Казахстан сегодня собираются поставлять газ по разным направлениям, при этом не имея точного представления о том, какими объемами газа республики располагают.
«У Туркменистана не разрабатывались новые месторождения, и следует отметить, что несмотря на надежды операторов трубопровода Nabucco, наполнить его необходимым количеством газа и постоянно поддерживать мощности газопровода не удастся», – прогнозирует аналитик. По его мнению, у Казахстана нет даже такого количества как в Туркменистане, поэтому относительно экспортных маршрутов, Казахстану надо выбрать «свою четкую позицию и придерживаться ее до конца».
Михаил Гончар, тем не менее, уверен, что от Евросоюза России сейчас нужен «Южный поток» в качестве приоритета, чтобы затем по нему транспортировать и перепродавать в Европе газ Центральной Азии и не допустить его самостоятельного выхода на рынок ЕС, и именно в этом кроется основная причина «запрета» Казахстану выходить на европейский рынок самостоятельно. Возвращаясь к вопросу конфликта между Украиной и Россией, г-н Гончар отметил, что о компромиссе говорить пока не приходится. По его мнению, он возможен тогда, когда к этому стремятся обе стороны. «Россия стремится не к компромиссу, она стремится к продавливанию нужного ей результата – контроля над ГТС Украины то ли через механизм банкротства «Нафтогаза», то ли через так называемый международный консорциум по управлению», – рассказывает эксперт.
Андрей Грозин уверен, что текущая ситуация до прекращения поставок российского топлива соседней стране не дойдет. По мнению аналитика, такое решение объективно никому не выгодно, «Газпром» теряет доходы, российское правительство – часть валютной выручки, которую газовая монополия обязана вносить в госбюджет. «Кроме того, в очередной раз усложнятся отношения с Евросоюзом, появятся новые шансы у «глохнущего» Nabucco и нет никаких гарантий, что Украина будет платить за газ после того, как поставки возобновятся», – заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.