Услуги турагентств дешевеют
Снижение потока туристов заставляет туристические компании искать новые формы работы Одной из сфер бизнеса, значительно пострада...Снижение потока туристов заставляет туристические компании искать новые формы работы
Одной из сфер бизнеса, значительно пострадавшей от финансового кризиса, стал выездной туризм. По данным исследований, проведенных в России, в 2009 году закрыто 10% туристических агентств. Практически аналогичная ситуация складывается и в Казахстане. Масла в огонь подлило резкое снижение курса тенге в феврале 2008 года. Большая часть туроператоров заняли выжидающую позицию, согласившись на снижение прибыли ради сохранения своего бизнеса.
«Общее снижение туристического потока, по моим ощущениям, составило около 30%, – рассказала в интервью «Капитал.kz» Лилия Митина, заместитель генерального директора ТОО Tez-Tuor. – У нас были опасения, что спад будет еще больше – порядка 50%, но эти ожидания, к счастью, не оправдались». «Февраль и март стали для нас периодом полного затишья, – поделилась представитель агентства «Калибри», отказавшаяся назваться. – В это время в наш офис не поступило ни одного звонка. Но потом люди, видимо, привыкли к новому доллару».
Более крупные операторы, обслуживающие большое количество туристов, отмечают произошедшие изменения в поведении своих клиентов. «Люди стали искать более экономичные варианты отдыха. Больше стали заказывать стандартные пятизвездочные отели против VIP-номеров в прошлом году», – отмечает г-жа Митина. Если в 2008 году количество клиентов, заказывавших стандартные 5-звездочные и VIP-номера, было примерно одинаково и давало по 40% в общем потоке, то в этом году уже 60% клиентов берут именно стандартные 5-звездочные номера. 20% сохранили предпочтения и оплачивают VIP-обслуживание. Доля клиентов, отдыхающих в гостиницах типа «экономичные 5 звезд» (по сути 4-зведные отели), осталась на прежнем уровне – порядка 20%. Большей популярностью стали пользоваться и трехзвездочные отели.
Сегодня стандартный 10-дневный тур с проживанием в 5-звездочном турецком отеле стоит $1500, в 4-звездочном отеле – $1000, в гостинице с 3 звездами – $700-800, что сравнимо с ценами 2008 года.
«Многие из тех, кто отдыхал в Турции, переориентировались на Европу, так как европейские операторы дают большие скидки. Так, цена 10-дневного тура в Италию сегодня упала до $1700. Это уже сравнимо с отдыхом в Турции. Единственная разница в том, что в цену в Турции «все включено», а в Италии – только завтрак, – заметила руководитель агентства «Калибри». – Казахстанских туристов не пугает эпидемия «свиного» гриппа. Но требования к качеству обслуживания наши клиенты сохранили: те, кто привык останавливаться в пятизвездочном отеле, продолжают заказывать номера именно в хороших отелях. Может быть, не таких дорогих, но с таким же уровнем сервиса. Если люди не могут позволить себе отдохнуть так, как они привыкли, то они вообще никуда не едут».
Одной из основных площадок по продаже путевок для агентства Tez-Tuor стал интернет-сайт компании. Обновление информации на сайте происходит до 20 раз в день. Это позволяет экономить на производственных расходах. Компания стала больше работать по «горящим» путевкам. «Есть большая группа людей, которые готовы выехать в отпуск в любой момент. Поэтому они ожидают появления горящих путевок месяцами, – отметила г-жа Митина. – Но, думаю, после начала активного сезона отдыха мы увеличим свои обороты».
Практически все компании сократили свой персонал, что увеличивает нагрузку на оставшихся работников. «Мы стараемся сократить расходы. Некоторые турагентства меняют помещения. Я пока этого избегаю, но мне пришлось сократить персонал. Мы пошли на сокращение прибыли: наша маржа сократилась в 2 раза. В результате мы сейчас работаем даже в убыток, – сказал руководитель агентства «Калибри», – только ради того, чтобы сохранить бизнес».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.