Позитивные прогнозы на фоне негативной динамики
Нефтяному ручейку из Казахстана через Южный Кавказ не дадут пересохнутьКазахстан все меньше использует Южный Кавказ для транзита...Нефтяному ручейку из Казахстана через Южный Кавказ не дадут пересохнуть
Казахстан все меньше использует Южный Кавказ для транзита своих углеродов. В апреле прокачка казахстанской нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан сократилась до 137,7 тыс. тонн против 152,8 тыс. тонн в марте, 240.2 тыс. тонн в феврале и 161.1 тыс. тонн в январе. Тенденция к снижению транзита имеет место спустя семь месяцев после его начала – прокачка стартовала в октябре 2008-го и достигла пика в феврале 2009-го, после чего пошла на спад. По данным госкомитета статистики Азербайджана, всего за эти семь месяцев по БТД было переправлено 876,9 тыс. тонн казахстанской нефти.
Непонятная ситуация сложилась и с железнодорожными перевозками, посредством которых нефть в цистернах доставляют к Черному морю. Генеральный директор ООО «Железная дорога Грузии» Иракли Эзугбаиа на днях заявил, что внутриполитическая напряженность и угрозы радикальной оппозиции заблокировать транспортные магистрали повлекли отказ компаний Shevron и Exxon от грузинского транзита. Радио «Коммерсант» обратилось за комментарием к компании Tengiz Shevroil. Там заявили, что важных изменений в экспортную стратегию не вносилось, и компания осуществляет транспортировку казахстанской сырой нефти через батумский терминал «КазМунайГаза». А директор перевозок «Железной дороги Грузии» Давид Джинджолиа в интервью той же радиостанции сказал, что Shevron просто воздерживается подтверждать информацию о приостановке транзита. «Остается фактом, что железнодорожные перевозки нефти Tengiz Shevroil были приостановлены, в то время как грузооборот Exxon Mobil резко сократился», – заявил г-н Джинджолиа.
Так или иначе, но опасения оказались оправданными. В ночь на 27 мая сотни сторонников радикальной оппозиции заблокировали центральный вокзал Тбилиси. Они забили камнями железнодорожные стрелки и четыре часа просидели на шпалах. График движения пассажирских и грузовых составов удалось восстановить только к полудню. А перед рассветом 2 июня в Западной Грузии произошел взрыв около железнодорожной станции Ингири, повредивший около шести метров железнодорожного полотна и почти на день прервавший движение поездов в город Зугдиди. Эксперты установили, что использовался тротил с часовым механизмом. Учитывая, что инцидент произошел близ административной границы Абхазии, все подумали о российских диверсантах, сумевших просочиться из зоны конфликта, хотя от официальных обвинений в Тбилиси воздержались. И хотя этот район является транспортным тупиком, то есть никакие транзитные грузы по данному участку железной дороги не следуют, сам факт происшедшего вряд ли может понравиться любому перевозчику.
Однако ставить крест на нефтяном транзите Казахстана через Грузию еще рано. На фоне отрицательной динамики и отмеченных перебоев в работе грузинской железной дороги в компании «Tengiz Shevroil» заговорили о наращивании объемов перевалки «черного золота» к побережью Черного моря. Коммерческий менеджер отдела маркетинга и транспортировки этой компании Даг Шоен заявил информационному агентству Trend Capital, что уже в августе цистерны с углеродами месторождения «Тенгиз» могут начать движение к еще одному нефтяному терминалу Грузии. Речь идет об открытом год назад терминале Кулеви, которым владеет госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR). Сейчас там проходят дноуглубительные работы. От срока их завершения и зависит начало транзита. По словам Шоена, в последующие несколько месяцев объем перевалки нефти из Тенгиза по железной дороге через Южный Кавказ увеличится до 200 тыс. тонн в месяц. Это, кстати, не загрузит и на четверть кулевский терминал, общий объем резервуарного парка которого составляет 320 тыс. кубометров. Так что владельцы терминала смогут сполна обеспечивать и собственно азербайджанский транзит.
Tengiz Shevroil намерена продолжать и прокачку казахстанской нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Даг Шоен сообщил, что это составит около 5 тыс. тонн в сутки, или около 150 тыс. тонн в год. Значит, посредством нефтепровода перевалка нефти из Казахстана увеличиваться не будет, но не будет и сокращаться – в ближайшей перспективе она останется на текущем уровне.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.