Черт из табакерки
Снижение спроса сокращает рынок табачной продукции Отечественные табачные компании всерьез обеспокоены возможным снижением прибы...Снижение спроса сокращает рынок табачной продукции
Отечественные табачные компании всерьез обеспокоены возможным снижением прибыли вследствие нестабильной экономической ситуации. Причина вполне объяснима: в силу финансовых затруднений некоторые люди вообще отказались от табакокурения, так как эта привычка ежемесячно опустошает карман курильщика как минимум на 3 тыс. тенге. Согласно данным различных исследовательских компаний, из-за уменьшения платежеспособности казахстанцев рынок табачной продукции в этом году сократился уже более чем на 7%. Мировой финансовый кризис изменил инфраструктуру предприятий по сбыту табачной продукции. Об этом «Капитал.kz» рассказал Дмитрий Белоусов, директор отдела по корпоративным связям ТОО «Филип Моррис Казахстан» (ФМК).
Последствия очевидны
Сегодня среди ожидаемых экспертами тенденций – падение спроса и изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых марок. «Текущая обстановка повлияла на структуру спроса и развитие ценовых сегментов. По данным мониторингового исследования и агентства маркетинговых исследований «Бизнес Аналитика», в Казахстане большая доля потребляемых сигарет приходится на среднеценовой и низкоценовой сегменты. Эта ситуация за последнее время не изменилась, но наблюдавшийся в 2008 году рост спроса на дорогие марки сигарет сегодня замедлился», – считает г-н Белоусов.
В свою очередь Олжас Бибанов, менеджер по коммуникациям Japan Tobacco International, придерживается несколько иного мнения. «В 2009 году мы предполагаем риски, связанные с переходом потребителей на более дешевые марки сигарет, хотя до сегодняшнего дня мы не заметили такой тенденции. В Казахстане мы можем предполагать переход потребителей в сегмент Value из сегмента Mid-Price и сохранение потребления в сегментах Premium и Prestige», – объяснил «Капитал.kz» г-н Бибанов.
Как отмечают эксперты рынка, основную прибыль табачным компаниям приносят дорогие марки сигарет, а если их потребление снизится, то у табакопроизводителей будет лишь один выход – увеличивать линейку более дешевых сигарет. «Сегодня, когда присутствует риск перехода потребителя в сегменты с низкой стоимостью, мы занимаем хорошую позицию, чтобы противостоять кризису. Во многом это достигается за счет портфеля сигаретных марок, который наилучшим образом подходит к нынешней ситуации», – говорит Олжас Бибанов.
Аналогичным принципам следует и ФМК. «У нас достаточно оснований для оптимизма, поскольку в нашем арсенале – отличный портфель марок сигарет высокого качества, представленных во всех ценовых сегментах, современный производственный комплекс, преданная своему делу команда профессионалов. Но, как и все другие компании, мы надеемся, что экономическая ситуация улучшится в ближайшем будущем», – прогнозирует Дмитрий Белоусов.
Неутомимые борцы
По мнению специалистов, еще одной возможной причиной снижения рынка может стать серьезное давление антитабачных мер правительства, которые в будущем будут только ужесточаться. Борцы за здоровый образ жизни после запретов на рекламу сигарет и курения в общественных местах пытаются внедрить другие ограничения, например – введение тотального запрета на спонсорство со стороны табачных компаний.
«При рассмотрении в Сенате Парламента РК нового проекта Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения мы намерены добиваться его ужесточения, в частности, полного запрета спонсорства табачными компаниями», – заявила Джамиля Садыкова, заместитель директора Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма».
Наряду с этим коалиция предлагает ограничить места продажи и доступности сигарет, запретить продажу табачных изделий в магазинах с товарами для детей, а также запретить курение в ночных клубах.
В проекте Кодекса, уже рассмотренном мажилисом, в части ограничения табакокурения и его популяризации, кроме того, предлагается ввести запрет не только на продажу табачных изделий в магазинах с полок самообслуживания и курение на рабочих местах, но и ввести ответственность за ложную и недостоверную информацию о характеристиках табачного изделия. Пока судьба законопроекта окончательно неизвестна, однако понятно одно: схватка табачников и борцов с курением продолжится и дальше.
«Принимая во внимание противоречивость характера нашего бизнеса, мы осознаем, что табачная отрасль должна регулироваться, соответственно, и акцизный налог должен расти. Но в вопросах регулирования придерживаемся мнения, что все законодательные реформы должны быть предсказуемы, последовательны и согласованы. Важно вести постоянный диалог между правительством и табачной индустрией, который будет способствовать выработке эффективных регуляторных мер», – убежден менеджер по коммуникациям Japan Tobacco International.
Дорога для контрафакта
По словам Олжаса Бибанова, быстрые и непредсказуемые реформы могут нанести вред как легальному производителю, так и государству в целом. При рассмотрении вопроса об изменении ставки акциза необходимо принимать во внимание величину акцизных ставок в граничащих странах, покупательскую способность населения и вероятность проникновения контрабандной или поддельной сигаретной продукции на рынок.
«С проблемой сигаретной контрабанды, вызванной резким увеличением акциза, столкнулись многие страны мира, такие как Великобритания, Швеция, Венгрия. В вопросах же технического регулирования мы также просим учитывать технологические особенности нашего производства и предоставлять для внесения изменений в упаковку достаточный срок», – сказал г-н Бибанов.
Директор отдела по корпоративным связям ФМК отметил, что эффективное регулирование табачной индустрии дает возможность производителям иметь предсказуемое будущее с прозрачными и едиными правилами работы для всех компаний.
«В целом наша компания приветствует меры по всестороннему, справедливому, рациональному и осуществимому регулированию производства и оборота табачных изделий, которое направлено на снижение вреда от курения. Но очень важно принимать во внимание то, насколько выполнимы предлагаемые законодательные требования с технической точки зрения», – заключил г-н Белоусов.
В Казахстане табачный бизнес представлен пятью основными игроками – Phillip Morris Kazakhstan, Gallaher Kazakhstan в составе Japan Tobacco International, British American Tobacco, KT&G, Imperial Tobacco. По экспертным оценкам, объемы производства сигарет в Казахстане составляют порядка 28 млрд. курительных единиц или 1,4 млрд. пачек сигарет. В республике курят 65% мужчин и до 30% женщин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.