Не пойман – не вор
Григорий Марченко попросил руководство Великобритании выдавать Казахстану преступниковНасколько известно «Капитал.kz», глава Нац...Григорий Марченко попросил руководство Великобритании выдавать Казахстану преступников
Насколько известно «Капитал.kz», глава Нацбанка не обратился с официальным прошением ни к премьер-министру страны Гордону Брауну, ни к ее величеству королеве Елизавете II. Эта цитата стала ответом на появление Романа Солодченко, бывшего председателя правления БТА, на заседании одной из секций 4-го международного форума Института Адама Смита «Казахстан: новые горизонты роста» в Лондоне. Григорий Марченко не скрывал своего отношения к бывшему коллеге, и в спиче предложил «выдавать такого рода преступников».
Роман Солодченко пришел на форум не в официальном костюме, что называется «без галстуков». На удивленные вопросы казахстанцев ответил, что в таком виде его «не за что схватить и выставить».
На самом деле запросы такого рода относятся к компетенции совсем других, не монетарных государственных органов. Например, запрос Генеральной прокуратуры должен содержать описание деяний, в совершении которых обвиняется Солодченко, а также просьбу заключить его под стражу и выдать Казахстану для привлечения к уголовной ответственности.
Экстрадиция преступников – это право государства. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Отказать в выдаче позволяют в первую очередь обоснованные подозрения запрашиваемого государства, что человек преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи он может быть подвергнут пыткам или смертной казни.
Напомним, три месяца назад, 21 марта, Генеральная прокуратура Казахстана объявила в розыск Романа Солодченко, который покинул страну в связи с несогласием с действиями государства в области управления банком. Солодченко эмигрировал из Казахстана и заявил, что больше не работает в банке, так как он не доволен новыми принципами работы и сменой руководства. Как заявил помощник генпрокурора Сакен Исхангалиев, причиной объявления в розыск послужило подозрение банкира в причастности к хищению денежных средств.
11 марта Роман Солодченко был переведен решением совета директоров Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» на должность заместителя председателя правления. Новым главой банка тогда был избран Анвар Сайденов, ранее возглавлявший Национальный банк Казахстана. Еще раньше Правительство Казахстана выкупило 78,14% акций «БТА Банка».
В отношении бывших руководителей финансового учреждения были возбуждены уголовные дела. Аблязов и его заместитель Жаримбетов обвинены в создании организованной преступной группы, которая выводила из банка огромные средства через специально созданные оффшорные компании.
В интервью газете «Республика» Роман Солодченко заявил: «Обвинения в мой адрес ни для кого не стали неожиданностью. Прокуратура готовила их с момента захода государства в банк, собирая компромат как на старую управленческую команду, так и на некоторых членов команды новой. Я уверен, что мне бы их предъявили в любом случае, с той только разницей, что останься я в стране, они стали бы предметом торга в обмен на компромат против Аблязова». В своем блоге Роман Солодченко поясняет: «За месяц до форума я связался с организаторами, пытаясь зарегистрироваться в качестве спикера, но после консультаций с казахстанской стороной получил вежливый отказ. Накануне форума «Таймс» опубликовала статью с призывом Мухтара Аблязова к иностранным инвесторам бойкотировать форум… Для меня утро первого дня началось со звонка организаторов, которые просили меня не появляться на конференции. Как оказалось, после статьи в «Таймс» МИД категорически запретил пропускать в зал кого-либо из «аблязовских». Обещания вести себя корректно не помогли. В случае нарушения запрета чиновники грозились отозвать выступление Марченко и прекратить дальнейшее сотрудничество с Адамом Смитом. К счастью, к моменту моего появления здравый смысл возобладал и меня пустили».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.