Привлекательный рынок сбыта
В страну стремятся новые инвесторыОтечественный рынок краски и лаковых покрытий даже в условиях мирового финансового кризиса при...В страну стремятся новые инвесторы
Отечественный рынок краски и лаковых покрытий даже в условиях мирового финансового кризиса привлекает внимание новых игроков. Так, в конце прошлой недели финский производитель лакокрасочных изделий концерн Tikkurila официально объявил об открытии в Алматы офиса для работы в Казахстане и Средней Азии.
«Мы считаем, что Казахстан имеет все шансы в числе первых государств вырваться из финансового кризиса, поэтому вход на данный рынок вполне обоснованный и логичный шаг. Благоприятный инвестиционный климат, емкость рынка, который насчитывает порядка 50 млн. человек, и устойчивая экономическая ситуация стали обоснованными аргументами в пользу открытия офиса компании Tikkurila в этом, на наш взгляд, перспективном регионе. Сегодня мы готовы инвестировать в эту страну и создавать новые рабочие места, для того чтобы в долгосрочной перспективе получать какие-то дивиденды. Мы верим в то, что и другие финские производители заинтересуются в казахстанском рынке и откроют здесь свои представительства», – рассказал «Капитал.kz» Симо Лайтало, глава представительства.
В свою очередь Яно Пайо, вице-президент концерна Tikkurila по Восточной Европе и странам СНГ, отметил, что на самом деле решение об открытии дочернего предприятия было принято еще несколько лет назад. «В принципе на казахстанском рынке мы уже 2 года, но до января этого года офис представлял собой маленькое представительство, которое занималось надзором за тем, как продается наша продукция в стране, и лишь недавно мы произвели реорганизацию. Наша стратегия не ориентируется на получение прибыли в 2009 или 2010 году. Нас, в первую очередь, интересует лидерство в регионе, потому что мы уверены, что величина компании и позиция на рынке являются ключевыми факторами влияния в отношении прибыльности концерна. Мы готовы работать и ждать наступления времени, когда рынок позволит выйти на те позиции, те объемы и те прибыли, которые мы планируем», – говорит г-н Пайо.
По его словам, согласно прогнозам темпов роста ВВП на предстоящие 5 лет, Казахстан стоит на 1-ом месте среди стран СНГ. И это дает право полагать, что республика выйдет из кризиса быстрее, чем ее соседи. А при восстановлении экономики автоматически увеличиваются доходы населения, соответственно растет и потребление красок. Он также не исключил возможности приобретения отечественного производителя лакокрасочной продукции, либо строительства собственного завода на территории республики.
«Все зависит от того, сумеем ли мы найти подходящее предприятие, объединившись с которым мы могли бы получить синергетический эффект с дальнейшей стратегической задачей захвата более серьезной доли рынка. Мы не видим смысла в том, чтобы покупать маленькие предприятия, не имеющие определенной доли на рынке. И если не получится найти предприятие с весомым объемом продаж и согласное на условие синергии, то тогда в Казахстане нам придется развиваться «органическим» путем. Однако в большей степени это вопрос объемов. Если мы достигнем тех масштабов продаж, когда транспортировать продукцию из России или других регионов не будет иметь смысла, тогда, конечно, все возможно», – объяснил вице-президент концерна по Восточной Европе и странам СНГ.
По экспертным оценкам, основных игроков на отечественном рынке краски и лаковых покрытий не более 15 компаний, занимающих примерно равную долю. Сегодня финский концерн занимает меньше чем 20% рынка, но в течение 5 лет планирует увеличить свою долю как минимум в 2 раза.
Как рассказал «Капитал.kz» Уткур Махмутов, директор по торговле и маркетингу ТОО «Тиккурила», оборот концерна в прошлом году составил 648 млн. евро, а торговая прибыль – 59 млн. евро, что составляет примерно 9% от общего оборота компании. «Концерн производит свою продукцию на территории более чем 40 стран. По всему миру работает более 5 тыс. торговых точек, где продается наша продукция. Примерно 80% от объема нашего оборота приходится на бытовые строительные краски, и 20% занимают индустриальные покрытия. Из-за финансового кризиса в последнем квартале 2008 года наш оборот снизился на 12%, а оперативный доход уменьшился на 3%. Сегодня мы пытаемся вести политику сокращения расходов на 25 млн. евро, таким образом, готовясь к тому, чтобы выдержать кризис и к началу роста экономики быть на хорошем старте», – пояснил г-н Махмутов.
По его словам, независимо от воздействий кризиса казахстанский офис увеличил продажи на 85%. «Я боялся кризиса, думал, что в этом году нам будет сложно торговать, но показатели 5 месяцев 2009 года нас очень радуют, мы наблюдаем рост на 85% по сравнению с этим же периодом предыдущего года. К примеру, в Кыргызстане в премиум-сегменте мы занимаем почти 90% рынка, в эконом-классе – порядка 30%. Но если говорить в абсолютных цифрах, то в Казахстане продажи идут намного лучше», – считает Уткур Махмутов.
Отметив, что производимая финским концерном краска относится к достаточно дорогому сегменту, поэтому по ценовой политике конкурентов на отечественном рынке лакокрасочной продукции нет. «Мы выходим на рынок либо с хорошим продуктом, либо не выходим вообще. Мы дороже, но это цена достойна той краски, которую мы продаем. Наша банка краски стоит раза в 2 дороже, чем аналогичная у наших конкурентов. В этом ценовом сегменте мы не чувствуем конкурентов, потому что практически единственные. Есть очень много потенциальных покупателей, которые могут себе позволить покупать краску у нас, но покупают ее у других брендов в другом ценовом сегменте, и за такого потребителя мы собираемся бороться», – объяснил г-н Махмутов.
Уткур Махмутов уверен, потребителям надо учиться считать не стоимость банки краски, а ее цену на стене в 1 квадратный метр. «Если мы калькулируем стоимость расходов краски в зависимости от количества слоев и от оплаты мастерам за каждый слой работы. В этом плане мы готовы конкурировать с местными производителями, потому что наша цена будет соизмерима с ценой расхода краски на стене. Самая популярная – это водоэмульсионная краска, у нас 1 литр в рознице стоит 2 тыс. тенге, у местных производителей – от 220-950 тенге за литр. Но 1 литра нашей водоэмульсионной краски хватит на 10-12 квадратов, тогда как у других – в несколько раз меньше, и мы даже предоставляем гарантию от 3 до 30 лет», – заключил директор по торговле и маркетингу ТОО «Тиккурила».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.