Отрасли, «срубившие» деньги антикризисной программы
довели Казахстан до кризисаГосударственная поддержка направлена, главным образом, на поддержку частного финансового сектора, а т...довели Казахстан до кризиса
Государственная поддержка направлена, главным образом, на поддержку частного финансового сектора, а также фирм-застройщиков и крупного промышленного бизнеса, то есть тех экономических субъектов, которые и стали причиной кризиса. Об этом «Капитал.kz» рассказал экономист Канат Берентаев. По его словам, в рамках поддержки банковского сектора и фирм-застройщиков в той или иной форме направлены около 80% всех государственных средств, причем как бюджетных, так и из Национального фонда Казахстана. На поддержку малого и среднего бизнеса, а также на поддержку сельского хозяйства – $2 млрд. На реализацию инфраструктурных проектов – $1 млрд. В этом отношении антикризисный план Правительства Казахстана практически не отличается от мер, которые были приняты правительствами большинства стран мира, за исключением Китая.
Следует иметь в виду, что существенную поддержку получили и крупнейшие предприятия добывающего сектора казахстанской экономики. Это, во-первых, ничем не обоснованная девальвация тенге, которая существенно улучшила экономическое положение экспортоориентированных производств – добывающих компаний и предприятий черной и цветной металлургии, а также зерна. Во-вторых, отмена экспортных пошлин на нефть. В-третьих, снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, правительство пошло на такой шаг, как замораживание или даже снижение заработной платы рабочих сырьевых отраслей в обмен на сохранение рабочих мест. Сразу отметим, что эти соглашения выполняются с большим трудом, несмотря на стабилизацию и, даже, рост цен на основные сырьевые материалы, в том числе и на нефть.
Кроме того, за последние полгода предприняты меры законодательного характера, направленные на спасение фирм-застройщиков, включая и законы о долевом строительстве, которые защищают не столько интересы «обездоленных» дольщиков, сколько владельцев строительных фирм и спекулянтов недвижимостью, – добавил г-н Берентаев.
Интересы абсолютного большинства населения оказались неприоритетными для антикризисного плана. В первую очередь, интересы малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства. Для их поддержки требуется значительно больше средств, по крайней мере, на порядок. Даже выделенные средства с трудом доходят до конечного заемщика из-за сложностей получения и достаточно высоких процентов. В тяжелом положении находятся и средние предприятия, которые вообще не нашли себя в этой программе.
Со своей стороны, Олег Егоров, эксперт Института экономических исследований, отметил, что сейчас необходимы поддержка и развитие машиностроения. Раньше в Казахстане существовали и сельсхозмашиностроение, и химическое машиностроение, и приборостроение. Поэтому сейчас, по его словам, необходимо возрождать данное направление. Именно здесь нужна поддержка государства. И банки, которым помогает правительство, должны участвовать в процессе подъема машиностроения. Иначе так дальше и будем зависеть от внешних рынков.
Второе, на что необходимо сегодня направлять средства государства, по мнению г-на Егорова, это сельское хозяйство. «Было введено много программ по развитию этого сектора, но реально не выполняются», – добавил эксперт. Сейчас опять вернулись к планированию, и чиновниками разрабатывается пятилетний план. И самый главный вопрос здесь в том, чтобы определить, какие именно должны быть отрасли приоритетными.
По мнению Каната Берентаева, в целях усиления направленности антикризисных мер на поддержку тех секторов, в которых занято большинство населения страны, требуется принятие дополнительных мер. Во-первых, более или менее радикальное изменение сложившейся финансовой системы, которая привела к кризису. Выход из кризиса должен быть оплачен не только средствами налогоплательщиков, но и доходами финансовых спекулянтов, которые своим имуществом должны расплачиваться за свои действия.
В этой связи фирмы-застройщики должны были быть подвергнуты процедуре банкротства, так же, как и часть дольщиков, которые занимались спекуляцией на рынке недвижимости. Намерения правительства по выкупу недостроенного жилья и поддержке фирм-застройщиков искусственно поддерживают высокие цены на жилье, которые все еще сильно завышены. Высвободившиеся средства могли бы быть направлены на непосредственную поддержку малого и среднего бизнеса, а также строительство муниципального арендного жилья.
Механизм вхождения в уставный капитал системообразующих банков, а также выделения им средств на финансирование антикризисных мер следовало бы пересмотреть. Сейчас банки спасают за счет рядовых налогоплательщиков, а правительство обязалось выйти из числа акционеров после завершения кризисной ситуации, не вмешиваться в оперативную деятельность самих банков. Хотя «БТА банку» уже выделено на поддержку средств в несколько раз больше, чем предусматривалось антикризисным планом.
Вероятно, государство должно идти на частичную национализацию банков, принимать активное участие в управлении кредитной политикой. В этом отношении представляет интерес позиция надзорных органов, например, решение об увеличении размеров минимального собственного капитала, что поставило под угрозу существование средних и малых банков страны. Между тем, они оказались намного устойчивее крупных банков, так как работали с узким кругом заемщиков, не увлекались ипотечным кредитованием и внешними заимствованиями.
В результате изменения политики поддержки фирм-застройщиков и банковского сектора можно еще найти дополнительные средства для поддержки малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства. В том числе и СМИ, которым президент отвел особую роль во время кризиса. Кстати, ни одно СМИ Казахстана не получало антикризисных средств. Более того, вопрос о снижении НДС до нулевой ставки даже не рассматривался правительством.
Другими источниками дополнительных средств финансирования антикризисных мер могли бы стать ужесточение контроля над расходованием средств национальных компаний и улучшение управления государственной собственностью. Здесь целесообразно приступить к разработке сводного бюджета страны, в котором должны быть представлены все финансовые потоки национальных компаний.
Во-вторых, требуются улучшение бизнес-среды и поиск надежных источников финансирования народного хозяйства. Важным становится и обновление концепции использования средств Национального фонда в кризисном и нормальном режиме, отработка принципов и механизма выделения его средств на решение социально-экономических проблем. Также следует усилить персональную ответственность чиновников за реализацию принятых на верхнем уровне политических решений по улучшению бизнес-климата в стране.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.