AES Group хочет работать

Планы компании предусматривают развитие бизнеса в Казахстане Полученные от продажи ЭГРЭС $1,5 млрд. стали первым инвестиционным...

Планы компании предусматривают развитие бизнеса в Казахстане 

Полученные от продажи ЭГРЭС $1,5 млрд. стали первым инвестиционным доходом группы AES в Казахстане. Тем не менее, американская компания не намерена сворачивать свой бизнес в республике. Более того, если правительство страны сочтет возможным передать иностранному инвестору одно из энергетических предприятий, нуждающихся в модернизации управления, AES готова принять участие в будущем конкурсе. Такое мнение высказал в интервью «Капитал.kz» Алексей Бендзь, PR-директор группы компаний AES в Казахстане.

По его словам, успешность работы американской компании демонстрирует возросшая ценность энергетических объектов, находящихся в ее собственности и под ее управлением. 

Для своих добросовестных партнеров AES обеспечивает поставки электроэнергии строго в соответствии с принятыми стандартами качества, отмечает г-н Бендзь. Главными условиями этих стандартов являются выдерживание параметров подаваемой энергии, обеспечение бесперебойности ее поставки и безопасность. Выдерживание жестких нормативов компании также требует значительных капитальных затрат. AES сертифицирована по стандартам качества ISO и стандартам безопасности. «Для наглядности, – продолжает руководитель PR-службы компании, – можно сказать, что мы обеспечили бесперебойную поставку электроэнергии для всех своих потребителей. Причинами отключения могут стать только неуплата потребленной энергии, аварийные ситуации и отключения KEGOC».

Характерными особенностями энергетики Казахстана стали практический монополизм региональных электростанций и отсутствие конкуренции. Это приводит к снижению мотивации уменьшения издержек производства, его модернизации и повышения надежности. Одновременно государственная политика жесткого сдерживания энергетических тарифов хотя и позволила удержать в кризисный период экономику республики, но тем самым существенным образом ограничила перспективы жизнедеятельность энергетики. С точки зрения компаний, тарифы на электроэнергию держатся ниже уровня, при котором обеспечивается прибыльное инвестирование, а в ряде случаев – даже простое воспроизводство.

Это позволяет местным властям использовать фактор иностранной компании для повышения своего рейтинга среди местного населения, заметил г-н Бендзь. Самый известный случай произошел с ТОО «Шыгысэнерготрейд», когда местные власти потребовали снизить тариф трейдера на 1 тенге за кВт/час, что привело компанию на грань банкротства. Понадобилось вмешательство со стороны AES Group, которая потребовала вернуть прежний тариф.

Компания успешно инвестировала в развитие своих предприятий, подчеркнул Алексей Бендзь. Так, в 1996 году, когда компании была передана ЭГРЭС-1, из восьми энергоблоков работал только один. Сегодня в рабочем состоянии находится 5 блоков. Для восстановления остальных трех блоков проведены техническо-проектные работы. Но прежде чем инвестировать в увеличение рабочей мощности станции, AES старается заблаговременно застраховаться долгосрочными контрактами по прогнозируемым экономически обоснованным ценам с крупными потребителями на долговременной основе, заключая контракты на 10-30 лет с компанией «Баско», российской группой СУАЛ.

Негативной стороной такого жесткого прагматизма становится ограничение поставок электроэнергии на внутренний рынок. Согласно плану развития электроэнергетики, к 2010 году производство электроэнергии должно увеличиться на 10 млрд. кВт/ч. В основном эти дополнительные мощности должна была обеспечить Экибастузская ГРЭС-1. Это, по мнению Алексея Бендзя, стало поводом для очередного конфликта с властями страны. Положение усугублялось тем, что Казахстан заразился «голландской болезнью», когда государство принимает все меры по предотвращению инфляции. В результате под основной нажим правительства вновь попала энергетика, которой запретили свободное ценообразование, несмотря на декларируемые рыночные принципы.

Американская AES владела ЭГРЭС-1 с 1996 по 2009 годы. Кроме того, AES с 1997 года принадлежат Усть-Каменогорская ТЭЦ и Согринская ТЭЦ в Восточно-Казахстанской области. Тогда же этой компании Правительством Казахстана были переданы в концессию на 20 лет две гидроэлектростанции в ВКО – Усть-Каменогорская и Шульбинская. В 1999 году, согласно подписанному с правительством республики соглашению, дочерней AES – AES Silk Road были переданы две региональные распределительные энергетические компании (РЭК) – Восточно-Казахстанская и Семипалатинская (также в ВКО).

Фактически в ВКО создана вертикально-интегрированная энергетическая компания. «Именно такая структура компании позволяет получать прибыль от этого вида деятельности при существующем законодательстве, – отметил Алексей Бендзь. – Пример работы ТОО «Шыгысэнерготрейд» в Кызылординской области в 2008 году показал, что для успешной работы в данной отрасли необходим полный контроль за финансовыми потоками, что и обеспечено сегодня в Восточном Казахстане».

«Несмотря на все трудности, процесс диалога между компанией AES и властями как местными, так и центральными налажен, – уверен г-н Бендзь. – Для урегулирования различных вопросов создаются рабочие группы и комиссии. У акимата ВКО сложилось понимание, что наша компания все-таки приносит больше пользы для развития региона. И сама компания понимает, что живет не в вакууме. Мы намерены развивать все свои внешние связи, оказывать социальную поддержку. Поэтому уходить из Казахстана AES не планирует».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤