Цыплят по осени считают
4 казахстанских вуза могут попасть в топ 500 лучших университетов мираЧетыре казахстанских вуза допущены к участию в рейтинге Ti...4 казахстанских вуза могут попасть в топ 500 лучших университетов мира
Четыре казахстанских вуза допущены к участию в рейтинге Times Higher QS World University Ranking 2009. В результате аудита предоставленных ими данных они смогут попасть для начала в топ 500 лучших университетов мира. Это Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский Национальный университет им. Гумилева, Казахский Национальный технический университет им. Сатпаева и Карагандинский Государственный университет им. Букетова. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала Зоя Зайцева, операционный директор QS World MBA Tour.
«В этом году мы определили себе приоритет: добиться информации от как минимум пары казахстанских вузов – в первую очередь тех, которые имеют стабильно высокие позиции в рейтингах Независимого казахстанского агентства, а также хорошую репутацию на рынке, – говорит Зоя Зайцева. – Как видно из приведенного выше списка, этот проект оказался весьма успешным – четыре казахстанских вуза впервые вошли в базовый список оцениваемых университетов рейтинга QS Times HIGHER. Сколько из них попадет в топ 500, мы узнаем осенью».
По словам Жансеита Туймебаева, министра образования и науки РК, государство уделяет большое внимание вопросам повышения качества высшего образования. А вузами страны ведется постоянный поиск эффективных способов управления образовательной деятельностью. Так, в 43 вузах внедрена система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО-9000.
Однако, почему же казахстанские высшие учебные заведения не попадают в рейтинг вузов не только Европы, но и Азии? По словам г-жи Зайцевой, ответ весьма прост. Казахстанские вузы не появляются ни в одном международном рейтинге, поскольку слабо представлены на региональном уровне и практически не имеют англоязычной информации о себе в открытых источниках.
«Исследовательская команда QS многоязычна, но, к сожалению, мы физически не имели возможности охватить все узкие мононациональные рейтинги. К тому же, традиционно университеты сами обращаются к нам с просьбой оценить их качество на международном уровне. Как несложно догадаться, подобных запросов из Казахстана к нам в прошлом не поступало», – отметила она.
Кроме того, многие сильные локальные университеты иногда не попадают в международные рейтинги не потому, что уступают по качеству образования, а из-за недостаточного понимания методологий сбора данных и проблем с коммуникацией с международными агентствами.
Построение репутации
Построение международной репутации учебного заведения – не быстрый и не очень дешевый проект. Например, для рейтинга Times Higher QS World University Ranking важно мнение международного академического сообщества (Academic Peer Review, 40% от общей оценки позиции вуза) и мнение компаний, рекрутирующих выпускников (Employer Review, 10% от общей оценки).
«Мы используем международные базы контактов, но несложно представить, что доля людей, знакомых с казахстанским образованием, в этих списках крайне мала, – комментирует Зоя Зайцева. – Именно поэтому мы просим как сами университеты, так и наших казахстанских партнеров, помочь нам с контактами из академического мира и HR». В дальнейшем это поможет самим университетам получать более высокие позиции в глобальных рейтингах.
Кроме того, важно помнить об индексе цитирования (Citations per Faculty, 20% от общей оценки). Компания Scopus, анализирующая для QS World MBA Tour научные журналы, опирается в первую очередь на англоязычные издания.
«Я затрудняюсь оценить, сколько раз в год казахстанские профессора и их научные труды упоминаются в мировой академической прессе, – поясняет эксперт. – Судя по тому, что до этого у исследовательской команды ни разу не возникало интереса к данной стране, очень мало. И это еще один важный фактор, на который должны обратить внимание как сами профессора, так и правительство Казахстана».
По ее мнению, в сегодняшних условиях глобализации всех сфер бизнеса и повышенной мобильности молодежи и академиков очень важно создавать достойные условия не только для обучения, но и для серьезных исследований. Подобное тесно связано с техническим обеспечением и материальной поддержкой таких инициатив. Трудно заниматься серьезными исследованиями, когда получаемая зарплата заставляет работать на двух-трех работах сразу.
Определение путей интеграции
В середине июня в Астане состоялась 4-ая Конференция группы международных экспертов в области академического рейтинга (IREG-4) «Международные и национальные рейтинги: сходства и различия». Организована она была Министерством образования и науки РК, Международной обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству (IREG) и Европейским центром высшего образования UNESCO-CEPES.
Цели мероприятия были такие: рассмотрение методик проведения международных и национальных рейтингов, определение путей интеграции отечественных вузов в мировые рейтинговые системы.
Министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев, открывая конференцию, отметил, что IREG-4 – это, прежде всего, диалоговая площадка для ректоров казахстанских вузов и признанных зарубежных рейтинговых агентств. А для зарубежных участников конференции – возможность ознакомления с системой высшего образования Казахстана, ее достижениями и потенциалом.
В работе конференции приняли участие 60 руководителей отечественных вузов и более 60 авторитетных экспертов IREG – представителей Всемирного банка, ученых из разных стран.
Группа экспертов по международному ранжированию университетов (IREG) была учреждена в декабре 2004 года в Вашингтоне. С тех пор она внесла значительный вклад в дело реальной оценки деятельности и результатов работы университетов по всему миру. Одним из самых важных достижений Группы экспертов по международному ранжированию университетов было создание «Берлинских принципов по ранжированию вузов», основанных в 2006 году. В «Берлинских принципах» разработаны 16 стандартов ранжирования, используемых всеми рейтинговыми агентствами мира. В целом эти принципы используются для усовершенствования и оценки систем ранжирования в течение долгосрочного периода времени в будущем.
Несмотря на то, что казахстанские вузы пока не представлены ни в одном международном рейтинге, нам есть еще куда расти и развиваться. А проведение такого рода конференций дает нам шанс, который, как видно, мы использовали. Остается ждать осени.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.