Девальвации опять не будет
Глава Нацбанка опроверг слухи о грозящем падении тенгеВчера ближе к вечеру в новостных лентах появилось сообщение, что Григорий...Глава Нацбанка опроверг слухи о грозящем падении тенге
Вчера ближе к вечеру в новостных лентах появилось сообщение, что Григорий Марченко заявил: «Никакой девальвации не будет. Наша официальная позиция была, есть и будет – второй волны не будет». В некоторой степени заявление успокоило трехнедельные слухи о росте доллара и евро, что стало хорошим стимулом для снятия социальной напряженности.
Г-н Марченко также отметил, что при нынешнем уровне цен на нефть, цветные металлы и другие экспортные товары Казахстана предпосылок для девальвации нет. «Денежный агрегат М2, то есть вся совокупность наличных и безналичных тенге в нашей стране, составляет 3,8 трлн. тенге или порядка $25,5 млрд. При этом совокупные золотовалютные резервы Казахстана составляют $42,5 млрд. То есть мы можем купить все наличные и безналичные тенге, которые есть в стране, и у нас еще останется $17 млрд.», – отметил он.
С другой стороны, по данным KASE, объем торгов по доллару вчера составил $278,75 млн. против $126,8 млн. во вторник и $44,75 млн. в понедельник. Интерес однозначно растет (в торгах участвуют банки).
По мнению главы Нацбанка Казахстана, в распространении слухов участвуют и работники коммерческих банков. «Есть такие факты по «АТФБанку», Евразийскому и Народному банкам. Нам звонят клиенты банков и говорят, что, вот мы разговаривали и нам сказали, что будет девальвация. Почему менеджеры банков берут на себя такую ответственность и делают такие заявления – нам непонятно», – сказал Григорий Марченко.
Он напомнил об ответственности работников коммерческих банков, вводящих клиентов в заблуждение: «Те работники банков, которые звонят клиентам и говорят, что якобы будет девальвация, они клиентов своих, мягко говоря, вводят в заблуждение, а проще говоря, сознательно лгут. С нашей точки зрения, те клиенты, которые проведут какие-то валютно-обменные операции и при этом у них возникнут убытки, имеют полное право подавать на этих менеджеров банков в суд». Он также заметил, что такие действия говорят о непрофессионализме работников банка.
После прошлой, февральской девальвации Григорий Марченко отмечал: «С точки зрения теории, девальвацию нужно было начинать еще в октябре, когда произошло резкое падение цен на основные экспортные товары». Относительно прогнозов на будущее глава Нацбанка говорил: «Надо будет посмотреть накопленную девальвацию в России на 1 июля. Скорее всего, она будет не 48%, а меньше. Это ключевой вопрос. Плавная девальвация приводит к усилению девальвационных ожиданий. И выходить из этой ситуации сложно. В России сейчас пытаются девальвационные ожидания, которые оправдывались в течение нескольких месяцев, победить и развернуть в другую сторону. При одноразовой девальвации необходимости в этом нет, потому что коридор определен, к нему привыкают предприятия, население». Население в целом привыкло, но к новой волне стремится подготовиться.
В последние несколько дней курс рубля по отношению к основным мировым валютам сильно колеблется. 13 июля ЦБ РФ повысил официальные курсы доллара и евро сразу более чем на рубль
В начале июля Банк России впервые с конца января 2009 года был вынужден продавать, а не покупать валюту на рынке, чтобы не допустить резкого падения курса рубля к доллару и евро. По данным российских СМИ, объем интервенций составил $2 млрд., а 14 июля сообщалось, что ЦБ направил на поддержку отечественной валюты еще четыре миллиарда. В тот же день курс американской валюты снизился до 32,5072 рубля, а европейской – до 45,48 рубля.
Ранее, 15 июля первый зампред Банка России Геннадий Меликьян призвал россиян не реагировать бурно на падение курса рубля. «Нет ничего страшного в том, что доллар будет стоить не 31 рубль или 32 рубля, а 33 или 35 рублей», – заявил он. Собственно, кому – как.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.