Nabucco, или чьи мечты сбываются
В Анкаре подписано прорывное межправительственное соглашение13 июля 2009 года войдет в историю как день подписания многократно о...В Анкаре подписано прорывное межправительственное соглашение
13 июля 2009 года войдет в историю как день подписания многократно откладывавшегося межправительственного соглашения по проекту газопровода Nabucco. Подписание этого прорывного документа состоялось в Анкаре главами правительств стран–транзитеров: Турции, Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии. Начало реализации этого проекта положено, следующим этапом должно стать подписание «контрактов на мощность» между странами–участницами проекта и оператором проекта Nabucco Gas Pipeline International Company.
Самой ожидаемой подписью под этим документом стала подпись главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Напомним, что Анкара настаивала на предоставлении ей возможности покупать 15% газа, транспортируемого по Nabucco, по льготной цене. Это требование ставило под вопрос рентабельность проекта и служило основным препятствием для подписания межправительственного соглашения. Сейчас Турция отказалась от выдвигаемых требований в обмен на гарантии надежности газоснабжения. Трубопровод будет построен таким образом, чтобы газ шел в двух направлениях – с востока на запад, то есть от Турции к Австрии, и с запада на восток, обратно в Турцию.
После подписания этого соглашения, с одной стороны, в противостоянии двух конкурирующих проектов – «Южного потока» и Nabucco – определился лидер, так как, по мнению экспертов, начало реализации одного из них автоматически сдвигает сроки реализации второго минимум на 5 лет. Межправительственное соглашение по Nabuccо, по словам премьер-министра Венгрии Гордона Байнаи, станет сигналом для всех стран по преодолению мирового кризиса путем интеграции и совместного сотрудничества.
С другой стороны, аналитики остаются осторожными в своих оценках и не разделяют эйфорию по поводу подписанного документа. Высказывается мнение, что это событие имеет больше политический резонанс, так как главный вопрос – сырьевая база трубопровода – до конца не решен. «Пока не будет поставщиков, говорить о Nabucco как о серьезном проекте рано, потому что для любого сырьевого проекта необходим источник этого сырья», – заявила в интервью «Капитал.kz» Анна Анненкова, аналитик ИК «Баррель».
Хотя в вопросе поставок газа для трубопровода, несомненно, наметился явный прорыв. В частности, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в конце прошлой недели заявил, что страна обладает значительными объемами свободного газа, который можно поставлять любому покупателю за границей, в том числе и по газопроводу Nabucco.
«Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах – таких, к примеру, как проект Nabucco», – заявил Гурбангулы Бердымухамедов. Но убедительнее приверженности принципам диверсификации выглядит версия о том, что Ашхабад «обиделся» на Москву.
Напомним, что отношения двух стран осложнил инцидент, произошедший этой весной. «Газпром» резко сократил забор газа из трубопровода, что привело к взрыву. Туркменские чиновники обвинили «Газпромэкспорт» в диверсии и возложили вину на российский газовый концерн. До последнего времени Бердымухамедов не давал гарантий того, что туркменский газ пойдет по Nabucco, хотя представители европейских стран и лоббисты проекта из США не раз говорили о том, что участие Туркменистана в проекте – всего лишь дело времени.
Вторым источником сырья для трубопровода в дальней перспективе может стать иракское топливо. Ирак сможет поставлять для Nabucco около 15 млрд. кубометров газа в год, заявил прибывший в Анкару на церемонию подписания соглашения премьер-министр Ирака Нури-аль-Малики. Если учесть, что проектная мощность газопровода порядка 31 млрд. кубометров в год, иракский газ может составить половину необходимого объема. Хотя накануне пресс-секретарь Правительства Ирака Али ад-Дабах заявлял, что у Ирака нет свободного газа, чтобы направлять его на экспорт по трубопроводу Nabucco. «Возможно, Ирак со временем станет одним из поставщиков газа, но не сейчас, так как мы не обладаем достаточными запасами», – заявлял Али.ад-Дабах.
Готов поставлять свой газ в Европу по этому трубопроводу и Иран, правда, такое предложение не одобряют в США. Это подтвердил спецпредставитель Соединенных Штатов по вопросам энергетики в Евразии Ричард Морнингстар. Он заявил, что Вашингтон действительно против участия в проекте Ирана как возможного поставщика газа. Данное заявление еще раз подтверждает мнение аналитиков о том, что Nabucco в первую очередь все-таки политический проект.
Наибольшие надежды по поставкам сырья для этого газопровода возлагаются на Азербайджан, который обладает подтвержденными запасами газа примерно в 850 млрд. кубометров, 60% от всего добываемого в Азербайджане газа приходится на месторождение Шах-Дениз. В 2009 году Баку намерен добыть около 27 млрд. кубометров газа, из которых 7 млрд. будет экспортировано. В последующие годы экспорт планируется увеличить до 30-35 млрд. кубометров. Такие объемы могут обеспечить более чем один газовый проект. Об этом заявил глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев.
Азербайджан – это единственная страна, которая гарантированно сможет предоставлять сырье для Nabucco сразу же после запуска. Но на азербайджанский газ претендует и Россия. Со следующего года «Газпром» будет закупать у Азербайджана газ в объеме 500 млн. кубометров с последующим увеличением объемов. Еще в 2008 году российские СМИ писали о том, что «Газпром» готов скупать по рыночным ценам весь газ, который будет добываться в рамках второй очереди на месторождении Шах-Дениз. Но пока Россию лишь включили в список претендентов на покупку газа со второй очереди месторождения Шах-Дениз и пообещали при прочих равных условиях отдать приоритет сделке с «Газпромом».
В официальном сообщении Еврокомиссии отмечалось, что Nabucco является трубопроводом, открытым для доступа третьих сторон. Это значит, что 50% его мощностей будет продано на открытых рынках, любой газовый оператор может купить часть таких мощностей.
Отметим, что на официальном сайте компании Nabucco Gas Pipeline International есть информация о том, что потенциальными источниками газа для Nabucco рассматриваются страны каспийского региона, Египет, в перспективе Иран, Ирак и … Россия. Это выглядит очень неожиданно в свете постоянных разговоров о соперничестве российского проекта «Южный поток» с Nabucco, причем последний активно позиционировался именно как способ уйти от зависимости от российского газа. Россию не раз называли ненадежным партнером из-за январской газовой войны с Украиной. В Анкаре же заявления о том, что Россия может стать поставщиком газа для трубопровода Nabucco прозвучали как минимум дважды. Один раз из уст спецпредставителя США по вопросам энергетики в Евразии Ричарда Морнингстара, второй раз об этом заявил министр энергетики Турции Танер Йилдыз. В интервью агентству Reuters он, в частности, отметил, что «на более поздних стадиях проекта Россия может присоединиться к нему, если сочтет это прибыльным для себя. Никаких препятствий к этому нет».
Глава австрийской компании OMV, являющейся одной из участниц проекта, Вольфганг Руттенсторфер в интервью газете «Коммерсант» заявил, что не считает газопроводы Nabucco и «Южный поток» конкурентами. Он мотивирует свою точку зрения тем, что один Nabucco не сможет удовлетворить спрос Евросоюза на газ и не сможет заменить поставки российского топлива. В Еврокомиссии, в частности, озвучили такие цифры: Nabucco сможет обеспечивать от 5 до 10% потребностей ЕС в газе. Получается, что риск для России утратить свои энергетические позиции в Европе равен нулю, так как проекты следуют разным бизнес-моделям, у них будут разные источники и разные потребители, считает глава компании OMV.
Тем не менее, большинство аналитиков продолжают противопоставлять эти проекты. Так, Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал», считает, что если Nabucco в итоге заменит «Южный поток», то это станет крупнейшим внешнеполитическим поражением «Газпрома» и России. Анна Анненкова, сравнивая эти проекты, отмечает, что еще ни одна страна-экспортер на законтрактовала поставки газа для этого трубопровода. В то время как «Южный поток» имеет гарантированную сырьевую базу. Проектная мощность этого газопровода увеличена с 31 млрд. до 63 млрд. кубометров, что вдвое больше, чем у Nabucco. Подписаны соглашения с Болгарией, Грецией и Сербией, ожидается подписание соглашения по «Южному потоку» с Австрией. Однако в последнее время из Болгарии звучат заявления о том, что переговоры по строительству болгарского участка «Южного потока» и заключению нового договора о поставках российского газа необходимо приостановить. Об этом, в частности, говорит вероятный болгарский премьер Бойко Борисов.
Эксперты высказывают мнение, что ситуацию с проектом «Газпрома» осложняет и тот факт, что это очень финансово емкий проект. Его ориентировочная стоимость по разным оценкам составляет до 25 млрд. евро, в то время как стоимость Nabucco на настоящий момент равна 8 млрд. евро. По некоторым оценкам, из них примерно 30% составит паевой капитал партнеров по проекту, а 70% – деньги, которые предоставят инвесторы.
Строительство Nabucco должно начаться в будущем году, сдача его в эксплуатацию разработчиками намечена на 2013 год.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.