На законопроект наложили вето
Какие трудности испытывает табачная промышленность Казахстана? На проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» н...Какие трудности испытывает табачная промышленность Казахстана?
На проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения»
наложено вето до 15 октября. Законопроект не прошел конечную инстанцию, он не
получил одобрения президента Казахстана. По неофициальным источникам, 62
замечания со стороны рабочей группы сената по кодексу были представлены в
Мажилис Парламента РК, но ключевая причина, по которой наложено вето, – управленческая.
Она заключается в конфликте компетенции госорганов, Министерства
здравоохранения РК и Национального медицинского холдинга. Несмотря на
недовольство общественности содержанием законопроекта, его одобрили две палаты
парламента.
По мнению аналитиков, если не будут уточнены и приведены в соответствие с международной практикой пункты кодекса, направленные на ужесточение требований к производству табачной продукции, вся табачная промышленность Казахстана может начать испытывать большие трудности. Снизятся и акцизные налоговые поступления в бюджет от табачных предприятий. «Существенные суммы может недополучить бюджет, а совокупные платежи табачных компаний в виде акцизных налогов, по нашим данным за 2008 год, составляют около $77 млн., а в 2009 году должен составить $93.4 млн.», – рассказал «Капитал.kz» Арман Молдахметов, управляющий директор The PBN Company – Казахстан.
По его мнению, трудности возникнут и у мелких розничных торговых точек. Торговля табачными изделиями составляет до 25% оборота небольших торговых площадок. Из-за ограничения поставок продукции эта цифра может серьезно сократиться. Негативный эффект от новых неясно сформулированных запретов особенно тяжело скажется в условиях экономического кризиса, когда МСБ и так испытывает огромные трудности.
«Резко снизятся объемы легальной табачной продукции, что предоставит возможность заполнить образовавшуюся «пустоту» поставщикам контрабандных и контрафактных сигарет. Единичные партии таких сигарет весьма низкого качества очень редко выявляются на юге Казахстана официальными производителями табачной продукции, поскольку никто не контролирует качество и стандарты при производстве. Кроме того, необходимо учитывать возможность роста преступности, связанной с нелегальными поставками и контрабандой», – говорит г-н Молдахметов.
Ужесточение требований
Представители медицинской общественности Казахстана считают необходимым включить в проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» нормы, касающиеся ужесточения требований к производителям табачных изделий. Одним из положений проекта кодекса является обязательное указание состава табачной продукции для информирования потребителей. Сейчас на упаковках указывается содержание двух ингредиентов: никотина и смол. Согласно новому законопроекту, будет запрещена продажа сигарет без нанесенных на пачке данных о составе, уровне содержания никотина и смолистых веществ, и еще, как минимум, трех вредных компонентов – мутагенных, токсичных, канцерогенных веществ.
По мнению Олжаса Бибанова, менеджера по коммуникациям JapanTobaccoInternational, проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» содержит ряд положений, которые дают возможности для широкого толкования либо относятся к специфическим нормативным актам. В частности, некоторые пункты кодекса запрещают продажу и распространение табачных изделий без информации «о составе, уровне содержания смолистых веществ, никотина и о не менее трех вредных соединениях – системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах». «Тогда как в настоящее время существуют международно-признанные критерии измерения только для уровня содержания смолистых веществ, никотина и моноксида углерода», – рассказал «Капитал.kz» г-н Бибанов.
По словам представителя компании, в Казахстане не существует даже оборудования и методов измерения уровня содержания в дыме сигарет каких-либо других соединений, кроме смолы, никотина и моноксида углерода. Из-за чего выполнить на практике требование о составе и уровне содержания других соединений для производителей представляется нереальным, в свою очередь, государственным органам РК также будет невозможно проконтролировать уровни содержания этих соединений в дыме табачных продуктов.
Кроме того, есть опыт Канады, которая ранее ввела аналогичные требования. Однако через какое-то время сами же неправительственные организации, ратовавшие за эти нововведения, в частности ассоциация «Медики за Канаду, свободную от табачного дыма», которую трудно заподозрить в симпатии к табачной индустрии, признали, что указание химикатов и их количества ничего не значит для курильщиков.
Даже сама Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в одном из своих документов говорит о том, что «следует запретить изображение на упаковке и маркировке цифр в отношении выделяемых продуктов, таких как смолы, никотин и окись углерода». Очевидно, что вышеупомянутое положение кодекса противоречит данному требованию ВОЗ.
«Табачники» предлагают внести изменения и в пункт, касающийся запрета на курение в «кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, включая ночные клубы и дискотеки», добавив уточнение «за исключением всех вышеуказанных помещений, оборудованных местами для курения». «Мы считаем, что данная редакция позволит обеспечить более пропорциональное решение и позволит взрослым курильщикам употреблять законный продукт в специально оборудованных для этой цели местах. Наличие подобных мест решает проблему пассивного курения и не ущемляет прав курящих.Данная поправка принята в ряде европейских стран, в том числе в Испании в 2006 году», – отмечает Олжас Бибанов.
Согласно новой редакции, запрещаются продажа и распространение табачных изделий в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента. «Производители табачной продукции полностью поддерживают все инициативы Правительства РК, направленные на предотвращение доступа несовершеннолетних к табачной продукции. Более того, у табачных компаний существуют программы по предотвращению продаж табачных изделий несовершеннолетним, – поясняет Арман Молдахметов. – Однако по данному пункту практически все торговые точки, магазины и супермаркеты не должны продавать табачную продукцию и товары детского ассортимента одновременно и на территории одного торгового павильона, более того при широком толковании – и на территории всего торгового центра».
«Широкое толкование некоторых положений проекта кодекса может вызвать в последующем несогласованность законодательства, регулирующего табачную отрасль, а также иметь влияние на законную розничную торговлю. Положения кодекса не должны содержать неясностей, должны быть выполнимы на практике и иметь под собой научно-обоснованную базу. В частности, положения, содержащие требования указывать компоненты и соединения табачного дыма, не должны создавать проблемы для легальных производителей с точки зрения их измерения», – резюмировал Олжас Бибанов.
Ограничение по времени
По словам представителей табачных компаний, изменение упаковки табачных изделий является длительным технологическим процессом. Для надлежащего внедрения производителям и импортерам необходимы разработка нового дизайна упаковки, литографии, нарезка печатных плат или цилиндров, печать и нарезка упаковки, поставка упаковки на табачные фабрики, производство и поставка продукции на рынок Казахстана.
Учитывая опыт компаний на других рынках, подобный процесс занимает не менее 12 месяцев с момента получения производителями файлов высокого разрешения с изображением вводимых новых надписей на электронном носителе от уполномоченного органа.
«Положения, касающиеся изменения упаковки, маркировки табачных изделий, должны вступать в силу по истечении пятнадцати месяцев со дня официального опубликования документа, технически регламентирующего введение в действие данных изменений согласно правилам Международной организации по стандартизации и Всемирной торговой организации», – говорят эксперты. В частности, такие требования приняты Европейским союзом, в России переходный период составляет 18 месяцев.
Новый пункт проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» предоставляет переходный период производителям и импортерам в 12 месяцев с момента принятия закона для всех изменений, касающихся упаковки табачных изделий. Но производственные инструкции еще не были опубликованы. Таким образом, фактически предоставляется не 12 месяцев, а гораздо меньше – в зависимости от того, когда будут разработаны инструкции.
Табачная индустрия
По данным Агентства РК по статистике, в январе-июле 2008 года объем производства табачных изделий составил 38,22 млрд. тенге. В 2007 году производство составило 31 507 млн. штук. В 2007 году Казахстан произвел табачной продукции на 63,414 млрд. тенге (на 2,2% больше, чем в 2006-м, и на 5% больше, чем в 2005-м).
Доля производимых табачных изделий в Казахстане составляет приблизительно 82,6%, доля ввозимого товара равняется 15,6%. Общий объем произведенной продукции составляет 28 млрд. штук сигарет ежегодно (данные за 2008 год).
Основными игроками являются Phillip Morris Kazakhstan (Marlboro, L&M, Parliament, Virginia Slims, Muratti); Japan Tobacco International/Gallaher Ltd Kazakhstan (Winston, Camel, Mild Seven, Glamour), British American Tobacco (Pall MallDunhil, Kent, Vogue); Imperial Tobacco/Reemtsma (Davidoff, West); Korea Tobacco and Ginseng Corporation; CNTIEC Kazakhstan.
Статистика последнего национального исследования (2004 год) показывает, что среднепопуляционный уровень курения в Казахстане снижается: 28% курящих в 1998 году против 22,6% в 2004 году. Между тем последние данные крупнейших республиканских производителей сигарет и независимых источников говорят о сохранении уровня продаж и производства табачной продукции и о его увеличении.
Стоит отметить, что антитабачные меры были приняты 1 января 2008 года. Тогда было постановлено производителям писать предупреждающую надпись о вреде курения на каждой пачке сигарет в соответствии с ГОСТом, которая должна занимать 30% от общей площади. До того, как Казахстан подписал международную Рамочную конвенцию по борьбе против табака, такая надпись была на треть меньше, а еще раньше составляла 4% площади. Как сообщили в Минздраве, в последующем планируется увеличение масштаба предупредительной надписи до 50%. В 2009 году на информационную кампанию по борьбе с табакокурением среди населения выделены 53-54 млн. тенге, между тем как в прошлом году на информирование населения о вреде табакокурения было выделено всего 3 млн. тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.