Новые форматы ритейла

Иностранных инвесторов привлекает торговляКазахстан становится привлекательным для иностранных инвесторов в области ритейла. В э...

Иностранных инвесторов привлекает торговля

Казахстан становится привлекательным для иностранных инвесторов в области ритейла. В этом году запланировано открыть два новых для страны магазина, не похожих друг на друга по формату. Магазин оптовых продаж «МЕТРО» и молл A’port. С приходом новых игроков на рынке становятся явными основные проблемы этого сектора.

О том, с какими трудностями проходится сталкиваться при открытии бизнеса в области ритейла, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Стивен Кригер, генеральный директор «МЕТРО Казахстан».

– Почему Вы выходите на рынок Казахстана именно сейчас, чем он привлекателен в момент кризиса?

– Прежде чем выйти на новый рынок, «МЕТРО» проводит детальный анализ страны: с точки зрения развития экономики, политической ситуации, конкуренции, динамики развития сегментов, которые представляют наши ключевые группы клиентов – ресторанный и отельный бизнес, мелкая розница, малый и средний бизнес в целом. Таким образом, принятие решения о начале работы в новой стране – это комплексное решение, которое основывается на большом количестве разных параметров. По всем показателям Казахстан – страна больших возможностей.

В августе прошлого года мы подписали протокол о намерениях о сотрудничестве с Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан и начали активные поиски земельных участков для начала строительства своих оптовых магазинов. Так сложилось, что в это же время начался экономический кризис. Кризис – временное явление. Мы же не отказываемся от своих планов. С нашей точки зрения, во многом сегодняшняя экономическая ситуация нам помогает быстрее реализовывать свои планы, пока спит конкуренция.

– Формат подобных магазинов новый для Казахстана. Насколько, по Вашему мнению, он станет популярным среди казахстанцев, и какие магазины сможет вытеснить? Магазины каких форматов будут терять прибыль?

– Я бы немного перефразировал вопрос. Мы не приходим кого-либо вытеснять с рынка. «МЕТРО» работает в формате оптовой торговли для профессиональных покупателей. Своим форматом мы заполняем свободную нишу между розничной торговлей и традиционным оптом. В Казахстане нет ни одной сети, работающей по нашему принципу. Магазин «МЕТРО», который сейчас строится в Астане, обладает площадью до 12 000 кв. м, из которых почти 7 000 – торговая. Мы предложим свыше 25 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров под одной крышей.

Сегодня, за неимением альтернативы, наши покупатели совершают закупки в основном на оптовых рынках и у прямых дистрибьюторов.

– Сколько магазинов будет построено в Казахстане, какой объем инвестиций планируете вложить?

– Я не буду говорить о какой-то конкретной цифре. Сейчас активно ведется строительство нашего первого в Казахстане магазина в Астане. Его открытие запланировано на октябрь 2009 года. Параллельно мы заняты активным поиском земельных участков в крупных городах страны и надеемся в скором времени начать строительство новых объектов. Инвестиции в один магазин составляют порядка 15 млн. евро.

– Какую долю рынка Вы планируете занять? Какую долю рынка занимает «МЕТРО» в России, Украине?

– Уже к концу следующего года (2010) мы стремимся стать лидером рынка цивилизованной торговли в Казахстане. И в России, и на Украине «МЕТРО» занимает лидирующие позиции. На Украине с 25-ю магазинами и оборотом 2008 года в 1 016 млн. евро компания занимает 2-е место среди всех работающих на рынке торговых сетей.

– Планируемый объем продаж в Казахстане и количество сотрудников в Ваших магазинах?

– Конечно же, у нас есть все необходимые расчеты, но, к сожалению, я не могу поделиться с вами этой информацией, поскольку «МЕТРО» – публичная компания, акции которой котируются на бирже DAX в Германии. Цифры станут известны на годовой конференции «МЕТРО», которая традиционно состоится в марте 2010 года.

Один магазин трудоустраивает порядка 300 человек. Все они – граждане Казахстана. Кроме того, «МЕТРО» создает дополнительные рабочие места в компаниях-партнерах, обслуживающих предприятиях (охрана, уборка и т.д.).

– Будут ли представлены на рынке Казахстана бренды «МЕТРО», для какого сегмента?

– С открытием первого оптового магазина «МЕТРО» в Астане мы представим рынку Казахстана товары под собственными торговыми марками компании. Это товары, которые по заказу и согласно требованиям качества, разработанным «МЕТРО», производят компании-производители.

С первого дня работы магазина мы представим 5-ку наших СТМ «Aro», «HoReCa Select», «H-line», «Rioba» и «Fine Foods». Каждая из этих торговых марок создана для своей целевой аудитории. Торговцам, например, наиболее интересной станет «Aro», которая предлагает широкий ассортимент товаров для представителей розницы. Он покрывает ассортимент «магазина у дома» и предлагает цену до 25% ниже, чем альтернативная продукция. «Fine Foods» – СТМ для розницы, но это продукция премиум-класса. «HoReCa Select» – бизнес-решение для ресторанов. СТМ предлагает то, что нужно повару на кухне в удобной упаковке, например, трехлитровая банка оливок. «H-line» – бизнес-решение для гостиниц: от тапочек и брендированных ванных принадлежностей до сахара в индивидуальной упаковке. «Rioba» – готовое решение для баров: соки, сиропы, посуда, трубочки, оборудование…

Изначально продукция будет импортироваться из России и Украины, однако наша задача – производить товары в Казахстане. Потому мы с первых дней будем активно искать компании-производители, которые смогут нам в этом помочь.

– На каких условиях Вы выбираете производителей товаров под своими марками?

– Любая компания может стать производителем товаров под СТМ, если она способна делать это согласно нашим требованиям к качеству, в нужном объеме и по привлекательной цене.

Выбирая производителя, мы объявляем открытый тендер. Все компании, выразившие желание стать нашим производителем, получают четкое ТУ к продукции. В специальной системе по интернету происходит аукцион, во время которого компании соревнуются, предлагая наиболее низкую закупочную цену. Победителем становится компания, предложившая самую низкую закупочную цену. Затем мы проводим аудит производства и убеждаемся в том, что компания может гарантировать постоянное качество и необходимый объем. Лишь после этого мы подписываем договор. Далее мы на постоянной основе отслеживаем качество продукции. Ведь здесь мы гарантируем стабильность своим именем.

– С какими проблемами Вы сталкиваетесь при открытии магазинов в Казахстане?

– Для строительства магазина «МЕТРО» нам необходим земельный участок размером до 5 гектаров. Процесс поиска подходящего участка с необходимой инфраструктурой, получение всех разрешений – довольно длительный процесс. Кроме того, начиная работу в абсолютно новом для Казахстана формате торговли, нам нужно объяснять и клиентам, и поставщикам, кто мы.

– Какие перспективы развития рынка ритейла в Казахстане?

– С нашей точки зрения, самые радужные. Иначе нас бы здесь не было.

– На Ваш взгляд, что в Казахстане мешает развитию ритейла?

– Одной из наиболее непростых задач, которые нам приходится решать, является логистика. Казахстан – огромная страна. И те задачи, которые нам в других странах требовалось решать спустя год, а то и два после открытия первого магазина, в Казахстане мы решаем с первых дней, например, создание импортного склада, дистрибуционных платформ.


Ритейлу не хватает людей

О перспективах развития этого рынка и еще одном новом для Казахстана формате ритейла «Капитал.kz» рассказал Дмитрий Ревин, директор по финансам и бизнес-развитию Eurasia RED.

– Почему Вы решили выйти на рынок Казахстана в период кризиса?

– Торгово-развлекательные комплексы аналогичного, то есть регионального формата на рынке Казахстана в настоящее время не представлены. По международным стандартам существует три формата торгово-развлекательных комплексов: районные, городские и региональные.

В Казахстане, и в частности в Алматы, на данный момент представлены ТРК только районного формата, так как ни один не имеет арендопригодную площадь более 40 000 кв. м. Первый региональный молл A’port с арендопригодной площадью свыше 90 000 кв. м является прорывным проектом для ритейла Казахстана. 

Кризисы приходят и уходят, а мы смотрели на фундаментальные составляющие по насыщенности рынка, прежде всего Алматы, современными форматами торгово-развлекательных комплексов. Именно город Алматы дает 60% товарооборота всей страны, и он является на сегодняшний день крупнейшим рынком Казахстана. Кроме того, мы построили эконометрическую модель спроса и предложения торговой недвижимости. Согласно этой модели, наблюдается недостаток качественных торговых площадей в Алматы.

Соответственно мы видим возможности занять нишу региональных торгово-развлекательных комплексов, несмотря на кризис, который, по нашей оценке, через полгода пойдет на спад. Наша оценка подтверждается прогнозами Национального банка РК по поводу оживления экономики с начала 2010 года, учитывая модуль и политику правительства, ресурсы и золотовалютный резерв Казахстана.

– Чем и почему Казахстан именно сейчас привлекает магазины нового формата?

– Казахстан привлекает магазины нового формата, а именно гипермаркеты, тем, что магазины такого формата на сегодняшний день на нашем рынке не представлены. Рынок ритейла Казахстана находится в стадии развития. Соответственно игроки, которые приходят на рынок в стадии развития, имеют хорошие шансы получить привлекательные экономические условия и возвратность инвестиций. При отсутствии конкуренции в больших форматах, а именно в гипермаркетах, операторы больших форматов имеют большие возможности захвата рынка и получения такой экономики с возвратностью инвестиций, которая на развитых рынках им недоступна.

– Что такое сеть региональных ТРК? В каких регионах Вы будете работать?

– Это сеть первых крупнейших в Казахстане региональных моллов A’port, арендопригодной площадью свыше 90000 кв. м. Первый региональный молл A’port, который откроется уже в сентябре 2009 года, расположен на западе Алматы, по проспекту Райымбека, трасса на Бишкек, второй – будет расположен на востоке, на Кульже, трасса на Китай.

– Как и какие сделаны вложения в проект?

– В структуре акционеров проекта венгерские и казахстанские акционеры, IFC (International Finance Corporation – Международная финансовая корпорация), член группы Всемирного банка. На сегодняшний день компания использует примерно 65% собственных средств акционеров и IFC. Кредитные средства получены на условиях возвратности. Возвратность на инвестиции с учетом кредитных ресурсов составляет 8 лет. Норма прибыльности проекта соответственно 12,5%.

– Какие операторы создают основной поток посетителей ТРК? За счет чего?

– Основной поток посетителей регионального молла будут создавать следующие якорные и мини-якорные арендаторы:

Якорные и мини-якорные арендаторы генерируют потоки посетителей за счет предоставления более широкого ассортимента качественных товаров по оптимальной цене.

– В чем отличие ТРК A’port от существующих магазинов, чем Вы намерены привлекать покупателей? В чем Ваши конкурентные преимущества? 

– Региональный молл A’port не является простым магазином. В нем представлено свыше 100 различных гипермаркетов, магазинов, операторов развлечений. Отличие от существующих ТРК, прежде всего, в количестве и форматах операторов, представленных в региональном молле A’port.

Мы представляем новый для нашей страны формат настоящих гипермаркетов через 20 лет после их первого появления в других странах. Гипермаркет товаров для дома и строительных материалов «Казмарт» открылся 4 июля 2009 года. Продовольственный гипермаркет «РамсторГипер» начнет свою работу 7 августа 2009 года.

– Сколько ТРК будет открыто, и в течение какого времени?

– В ближайшие 2,5 года мы планируем открытие 2 региональных моллов A’port. Каждый из них будет занимать площадь свыше 100 000 кв. м. Первый региональный молл A’port откроется в сентябре 2009 года, после чего мы планируем начало строительства второго молла на востоке Алматы.

– С какими проблемами Вы сталкиваетесь при открытии ТРК?

– Две основные проблемы, с которыми мы столкнулись, – это логистика, связанная с удаленностью основных производителей, как строительных материалов, так и другой продукции, и неосведомленность международных игроков о перспективах рынка Казахстана. Для привлечения международных операторов мы провели большую работу по повышению знаний о Казахстане на международном рынке. Мы принимаем участие в международных выставках и конференциях, рассказываем о нашей стране и перспективах развития и сотрудничества.

Здесь очень помогает присутствие ряда международных брендов уже сейчас в Алматы. Потому что три магазина международных брендов, представленные в Алматы, находятся в первой пятерке лидеров по продажам на один квадратный метр. Соответственно, экономический стимул является очень хорошим стимулом для международных операторов при принятии решений о входе на рынок Казахстана.

– Какие перспективы развития рынка ритейла в Казахстане?

– Перспективы развития рынка ритейла в Казахстане очень серьезные. Мы верим в рынок Алматы, в рынок Астаны, в рынки других региональных центров. От чего будет зависеть развитие рынка ритейла в Казахстане? Во-первых, от развития девелоперов рынка коммерческой недвижимости. Потому что в рамках стрит-ритейла международные операторы развиваться не могут.

Сами ритейлеры построить себе площади, на которых они будут работать, либо не могут, либо такое действие не оправдано с точки зрения возврата инвестиций. Магазины стрит-ритейла, то есть отдельно стоящие магазины, продают в среднем на 30% меньше, чем те же магазины на первых этажах в составе ТРК либо региональных моллов. Поэтому при благоприятном развитии девелоперов, а именно региональных моллов и торгово-развлекательных комплексов, перспективы развития ритейла очень серьезные, и мы в них верим.

– Как отражается кризис на рынке ритейла в целом, и конкретно на Вашей компании?

– На рынке ритейла кризис отражается совершенно простым образом. Во-первых, у ряда операторов розничной торговли снижаются продажи на квадратный метр. Во-вторых, снижается средневзвешенный коэффициент наценки, за счет того, что цены у большинства ритейлеров были выше рекомендованных международными владельцами брендов. Следовательно, усиливается борьба за потребителей, ритейлеры становятся более агрессивными с точки зрения маркетинга, ввода системы лояльности и ценообразования.

Кризис на рынке ритейла в целом сказывается весьма положительным образом, в результате чего выигрывают конечные потребители, получающие большее количество акций, лучшие цены и больше приятных подарков от ритейлеров.

Конкретно наша компания ощущает кризис в том, что мы работаем больше, времени для реализации проектов тратится на 25-30% больше, и соответственно усилий для привлечения международных брендов у нас уходит в 1,5 раза больше, чем у нас уходило бы, если бы кризиса не было. Но мы видим свет в конце туннеля, потому что, по нашим прогнозам, с начала 2010 года будет происходить оживление на рынке Казахстана. Кроме того, цена на нефть на текущий момент выше $65 за баррель, и цены на золото и другие металлы, которые составляют большую часть экспорта Казахстана, на текущий момент являются выше прогнозных данных, которые использовались при формировании бюджета. Мы прогнозируем, что к концу 2009 года кризис будет в своей нижней точке, и с начала 2010 года начнется оживление.

– На Ваш взгляд, что в Казахстане мешает развитию ритейла?

– Есть три основных фактора, которые мешают развитию рынка ритейла в Казахстане. Первое – это недостаточное количество качественных торговых площадей. В частности, в Алматы. Второе – недостаточное количество грамотных, качественных местных франшизеров, владеющих международными брендами. Третье – количество населения Казахстана, составляющее на текущий момент 16 млн. человек. Рынок должен расти, количество новорожденных увеличивается в последние три года, у нас наблюдается бум рождаемости. Мы верим, что дальнейший рост численности населения будет стимулом для роста и развития ритейла в нашей стране.


Справка. Районный формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью менее 40 000 кв. м, транспортная доступность составляет 10 минут езды.

Городской формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью от 40 000 до 70 000 кв. м, транспортная доступность составляет 25 минут езды.

Региональный формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью более 70 000 кв. м, транспортная доступность составляет 40 минут езды. Торгово-развлекательных комплексов городского и регионального форматов в Казахстане нет.

Молл – это новый для Казахстана формат торговли. Для сведения: молл (mall, в переводе с англ.) – это торговый комплекс с сильной развлекательной составляющей, в состав которого входят различные форматы торговли, представленные лидирующими мировыми брендами, с просторными помещениями для посетителей и удобной парковкой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤