Осенний поход на ведьм
В ближайшее время Агентство по защите конкуренции может инициировать запрет на вывоз топливаСудя по опыту, запрет продлится до я...В ближайшее время Агентство по защите конкуренции может инициировать запрет на вывоз топлива
Судя по опыту, запрет продлится до января 2010 года. Со второй половины июля на рынке ГСМ Южно-Казахстанской области наблюдается рост цен на нефтепродукты, который сопровождается их нехваткой, передает агентство «Казинформ». В последние дни АЗС реализуют топливо самых популярных марок только по талонам. По данным департамента АЗК по ЮКО, бензин марки АИ-80 подорожал на 33%. Его цена достигает сегодня 72 тенге за литр. Аи-92 подорожал на 22% и стал стоить до 88 тенге за литр. «Эта ситуация нас крайне не удовлетворяет», – заметил председатель АЗК Мажит Есенбаев во время своего выступления на совещании акимата ЮКО на минувшей неделе. Аналогичное повышение цен зарегистрировано и в других регионах страны.
Согласно тексту заявления, распространенного пресс-службой АЗК, агентство уже направило в правительство республики предложения об увеличении экспортной таможенной пошлины на бензин, дизельное топливо, а также нефть. По данным Агентства, скачок цен вызван снижением производства топлива внутри республики на 9,5% с одновременным ростом экспорта, а также повышением цен на импортируемую российскую нефть и нефтепродукты вслед за мировой конъюнктурой. В июне по сравнению с маем объем поставок местного бензина на внутренний рынок упал на 22%.
По информации акимата ЮКО, дефицит ГСМ в последние месяцы вызван также резким ростом экспорта нефтепродуктов. По данным таможенного контроля по ЮКО, за 7 месяцев текущего года из области экспортировано 177,8 тыс. тонн дизельного топлива и 42,9 тыс. тонн бензина. За июль по сравнению с июнем вывезено бензина на 61,7% и дизтоплива на 81,9% больше.
«Логика тут ясна: заградительными мерами решать проблемы внутреннего рынка. Пошлины для рынка иметь необходимо, – отметил в беседе с «Капитал.kz» Дмитрий Александров, аналитик Financial Bridge. – Правда, задачу надо решать другими методами. Например, привлекать инвесторов к проектам по переработке нефти».
Будущий запрет станет уже традиционным инструментом защиты внутреннего рынка топлива в период проведения уборочной кампании. В мае 2008 года постановлением правительства была введена экспортная пошлина на нефть. «Существующие в настоящее время ставки таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов ($59,87 за тонну) не обеспечивают заинтересованность компаний-экспортеров реализовывать ГСМ на внутреннем рынке», – заявляли тогда в АЗК.
Цены на тот момент действительно были стабилизированы, и в январе 2009 года, после падения мировых цен, экспортная пошлина на нефть была обнулена. По данным на 11 августа, нефть торгуется выше $70 за баррель на признаках восстановления экономики, сообщило агентство Bloomberg. Экспортная нефть из России с поставкой в порты Западной Европы (Urals c.i.f. С.-З. Европа) стоила $73,76 за баррель (+$0,45), Siberian Light (c.i.f. С.-З. Европа) – $72,63 за баррель (+$0,53).
Однако следует отметить другую закономерность. Главная причина подорожания ГСМ в Казахстане, по мнению аналитиков и игроков рынка, повышение оптовых цен на высокооктановое топливо в России. Более 40% потребляемого в Казахстане бензина марок Аи-92, Аи-93, Аи-96 и Аи-98 импортируется из России. Это ставит внутренний рынок страны в зависимость от действий Кремля. Трейдеры, не связанные с компаниями «КазМунайГаз» (КМГ) и CNPC, не получают ГСМ с казахстанских НПЗ. Поэтому они закупают топливо в основном в России. Тем не менее, и КМГ, и CNPC, и, на тот момент независимый Helios, послушно следовали вслед за рынком, поднимая свои цены.
На прошедшей неделе национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» закрыла сделку по приобретению 100% акций Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). Об этом, отвечая на вопрос «Капитал.kz», сообщил Кайрат Келимбетов, глава фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Таким образом, «КазМунайГаз» стал владельцем всех трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана.
Судя по заявлению, сделанному Мажитом Есенбаевым, ключевым для рынка топлива является не розничный, а оптовый сегмент. В 2008 году руководитель АЗК обещал, что осенью этого года в парламент будет представлен законопроект, регулирующий деятельность именно оптового рынка, в частности процесс ценообразования. Правда, в первое время закон будет регулировать только работу рынка продовольственных товаров, но в будущем он должен быть переориентирован и на другие товарные рынки.
Согласно методологии, принятой АЗК, индекс рыночной концентрации HHI (уровень монополизации розничного рынка) на розничном рынке ГСМ в РК составляет, оценочно, от 69,44 до 186,29 пунктов. Если HHI меньше 1000 пунктов, то рынок характеризуется как неконцентрированный. То есть формально признаков монопольной власти на данном рынке нет. Ключевым, в таком случае, является не розничный, а оптовый рынок ГСМ. Здесь показатель HHI составляет, на февраль 2009 года, оценочно, 1828 пунктов. Таким образом, оптовый рынок ГСМ можно назвать высококонцентрированным или олигополией. Согласно антимонопольному законодательству США, в этом случае, как правило, дальнейшее слияние недопустимо при увеличении HHI на 100 пунктов.
В случае если ТД КМГ возьмет под оперативный контроль ТОО «Гелиос», индекс HHI на оптовом рынке ГСМ РК вырастет до 4000-4500 пунктов. В таком случае государство должно взять под контроль оперативную деятельность монополиста и законодательно регулировать цены на товар крупнейших продавцов.
С такой позицией согласен и г-н Келимбетов. «Нацкомпания – это хозяйствующий субъект, получающий прибыль. Но политику должно вырабатывать министерство энергетики и минеральных ресурсов, – считает он. – КМГ – это исполнитель государственной воли. И неправильно, когда он сам по себе будет вести свою политику. Это регулируемый и социальный рынок, и Минэнерго должно сказать свое слово».
Правда, министерство своего слова пока не говорит. За него говорит АЗК, задача которого, по большому счету, махать шашкой.
Через 30 дней ставка таможенной пошлины на экспорт легких дистиллятов, средних и тяжелых дистиллятов увеличится на чуть более 1000 тенге за тонну.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.