Паразитирующие торговые сети
Найдены виновники роста цен на продовольственные товарыК росту цен на продовольственные товары в Казахстане приводят дискриминир...Найдены виновники роста цен на продовольственные товары
К росту цен на продовольственные товары в Казахстане приводят дискриминирующие условия ритейлеров, такие выводы сделали в Агентстве РК по защите конкуренции (АЗК РК). Агентством рассматривался анализ рынка розничной реализации продовольственных товаров, который выявил ряд проблем, сказывающихся на росте цен на потребительские товары, передает агентство «Казахстан сегодня».
«Это навязывание крупными торговыми сетями, ритейлерами дискриминирующих условий к поставщикам продовольственной продукции, в том числе отечественного производства, отсутствие стимулов для развития казахстанского производства товаров, наличие посредников, а также ежегодный рост импорта продукции первой необходимости – все это приводит к паразитированию ритейла за счет производителей», – говорится в сообщении. В связи с этим антимонопольным ведомством в уполномоченный орган направлены предложения в разрабатываемый проект закона о вопросах торговой деятельности.
Был также рассмотрен вопрос о разработке стратегической программы по защите и развитию конкуренции на 2010 – 2015 годы.
Между тем, на прошлой неделе комитет таможенного контроля (КТК) Министерства финансов Казахстана представил средние оптовые и розничные цены на отдельные ввозимые продукты питания, овощи и фрукты в период с 30 июля по 6 августа 2009 года, на которые сохраняется троекратная разница.
По информации таможенных органов, средняя импортная цена после таможенной очистки (с учетом транспортировки и таможенных платежей) 1 кг картофеля составила 29 тенге, тогда как средняя розничная цена – 121 тенге (увеличение в 4,2 раза). Цена за 1 кг лука составила 53 тенге и 124 соответственно (увеличение в 2,4 раза), бананов – 71 тенге и 320 тенге (больше в 4,5 раза), помидоров – 61 тенге и 221 тенге (в 3,6 раза).
Как рассказал «Капитал.kz» один из представителей казахстанского бизнеса, сейчас не каждый желающий может попасть в супермаркет со своей продукцией. Даже если отечественный производитель зашел в крупный магазин, то место ему достанется не самое завидное. Один из негативных моментов – это так называемый «входной билет», при отмене которого цены на продукты могут сократиться на 20%.
В то же время межрегиональные инспекции АЗК должны до конца этого года разработать экономические карты регионов, на основе баланса спроса и предложения обозначив в них локальные чувствительные рынки.
Помимо этого, поддержано предложение по активному участию АЗК РК в межгосударственном сотрудничестве, в том числе в рамках деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ. Это проведение совместных расследований на рынках авиаперевозок, ГСМ, зерна в географических границах Содружества.
Определены и приоритетные направления деятельности Агентства РК по защите конкуренции на второе полугодие текущего года: контроль над экономической концентрацией, предотвращение недобросовестной конкуренции, проведение анализов социально значимых, чувствительных товарных рынков (нефтепродукты, продовольственные товары, лекарственные средства, финансовые рынки и монополия на импорт товаров первой необходимости).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.