Рынок определяет направленность
Объемы рекламного рынка снижаютсяРеклама ищет новых зрителей
Объемы рекламного рынка снижаются. По прогнозам, объем рынка на 2009 год составит от 21 до 28 миллиардов тенге против прошлогодних 36 миллиардов. Такие прогнозы делают аналитики по экспертной оценке Индустриального комитета (ИК).
Как рассказала «Капитал.kz» Саида Пашкевич, руководитель Экспертного совета ИК, прогнозируемый объем падения составляет порядка 40-50% в среднем по всем медиаканалам. «До 2008 года динамика развития рынка рекламы была положительной, в среднем 25%-30% роста. К сожалению, кризис изменил ситуацию не в лучшую сторону. В 2008 году падение рынка в реальных деньгах, по оценке Индустриального комитета, составило 15-20%, ну а в этом году и того больше», – говорит г-жа Пашкевич.
По словам аналитика, очень сильно пострадала наружная реклама и реклама в печатных СМИ, где падение наблюдается от 50%, потом идут радио и ТВ. «Как оказалось, у всех по-разному, кто-то пострадал из-за сокращения бюджетов крупных рекламодателей, кто-то – из-за ухода малобюджетных рекламодателей, кто-то – из-за того и другого», – считает руководитель Экспертного совета.
На рынок и его наполняемость влияет экономическая ситуация. По мнению представителей Агентства Initiative, экономическая ситуация меняет покупательское поведение, рост безработицы, снижение доходов населения вкупе с ростом инфляции заставляют людей искать пути экономии.
«Реклама – один из тех элементов экономики, который в кризисный момент неизбежно ждет сокращение. Большая часть рекламодателей сократит свои бюджеты», – считает аналитик.
По мнению экспертов, стоит ожидать снижения рекламных бюджетов на ТВ для наиболее уязвимых категорий.
Как говорит г-жа Пашкевич, сейчас проблемы рекламного рынка связаны с проблемами рынков в целом. «Основная проблема – это нестабильность. Сегодня очень много нереализованных проектов, сокращения или снятия запланированных бюджетов».
Сокращается потребление более дорогих товаров и товаров не первой необходимости.
«Если речь идет о телезрителях, то выбор канала определяют программное наполнение эфира каждого канала и привычка. Если речь идет о рекламодателях, то в первую очередь на их выбор влияют объем их целевой аудитории на канале и, как следствие, оптимальное соотношение стоимости размещения в целевой группе, которая им интересна», – говорит эксперт.
По данным TNS Central Asia, на телевидении во втором квартале этого года по объему размещения лидируют услуги организации культуры, которые в прошлом квартале заняли третье место. Количество рекламного времени составило 539 876 секунд. Второе место занимают услуги сотовой связи, за ними идут информационные услуги.
В прессе продолжают лидировать банковские услуги. В этом квартале их площадь занимает 350 460 кв. см. Далее идут автосервис и транспортные услуги.
По данным компании, объем рекламного рынка в казахстанской прессе за первый квартал 2009 года составил $20 млн. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился на 15,3%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.