Перераспределение рынка

Новое или забытое старое?Цены на чай растут. Компании будут вынуждены искать новых поставщиков чая. Россия и Казахстан возобновя...

Новое или забытое старое?

Цены на чай растут. Компании будут вынуждены искать новых поставщиков чая. Россия и Казахстан возобновят старые отношения c Аргентиной и Грузией. Политику ведения бизнеса придется пересматривать и торговым сетям, чья накрутка на продукцию составляет 40-60%.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, дефицит напитка Казахстану не грозит, возможно лишь смещение потребительских предпочтений в более дешевый сегмент, который практически дорожать не будет, потому что резкий рост цен на чай связан в основном с дефицитом высококачественных сортов. Об этом «Капитал.kz» рассказал Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации «Росчайкофе». 

– Как отразится мировой рост цен на чай на российском и казахстанском рынке?

– Тенденция к росту цен на чай была очевидна еще в прошлом году, поэтому к этой ситуации многие крупные операторы были готовы.

В настоящее время идет активное перераспределение сырьевых потоков, расширяется география поставок чая. В первую очередь акцент будет смещен в сторону Китая. Вьетнама и Индонезии. Уверен, что и в Россию, и в Казахстан возобновятся поставки чая из таких стран, как Аргентина, Грузия и т.п.

Высокие цены на чайное сырье, при хорошем потребительском спросе на чай, в принципе имеют только одну серьезную опасность: относительное снижение качества напитка. Однако очевидно, что это может произойти только, если производственный потенциал Кении, Шри-Ланки и Индии не восстановится в следующем сезоне.

– Существует ли в России и Казахстане дефицит чая? Как изменилась ситуация на этом рынке по сравнению с прошлым годом?

– Дефицита чая в наших странах не будет. В первую очередь это связано с тем, что Россия, Казахстан и в целом СНГ – крупнейший в мире импортер чая. Это значит, что сюда чай будет поставляться в приоритетном порядке. Дефицит возможен в тех странах, где чайная культура очень молода, где рынок чая еще не стал экономически притягательным, где население легко от него может отказаться.

– Как можно минимизировать подъем цен на чай? 

– Основная компенсационная возможность лежит в розничной наценке: очевидно, что производители/переработчики уже давно работают при минимальной рентабельности. А вот магазины, где наценки достигают 40-60%, будут вынуждены пересматривать свою норму прибыли, если они почувствуют, что могут потерять покупателя. 

– В каком сегменте рынка чая будет отмечено повышение цен?

– Если иметь в виду, что резкий рост цен на чай связан в основном с дефицитом высококачественных сортов, то очевидно, что подорожание в первую очередь коснется продукции, продающейся в среднем и премиальном ценовом сегменте. Чай в социально ориентированном эконом-сегменте практически не подорожает. 

– Существуют ли альтернативные источники поставок чая?

– Чай выращивают почти в 40 странах мира. Естественно, что резко увеличить объем мирового производства под появившийся спрос не так легко. Конечно, если ситуация, когда спрос будет превышать предложение продлится долго, то наращивать производство будут все, кто обладает необходимым массивом плантаций. В этом случае неплохие шансы будет иметь, например, Грузия, выпускавшая в советские годы до 150 000 тонн чая, а в настоящее время при полностью сохранившемся объеме плантаций, производящая, по разным оценкам, не более 15 000 тонн. 

– Изменились ли предпочтения потребителей?

– Пока с предпочтениями никаких изменений не видно. Да я и не думаю, что ценовой кризис их сильно изменит. В большей степени на это может повлиять развивающийся в мире экономический кризис. Если доходы населения будут падать, то главным образом будет происходить перераспределение покупателей по ценовым сегментам: от премиального чая к более дешевым сортам. При этом основным стабилизирующим фактором при любом кризисе является неизменность потребительского спроса на один из самых любимых в мире напитков на протяжении многих веков. Именно это вселяет уверенность, что с чаем все будет хорошо!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤