Тренинг – как продукт потребления
Отечественный рынок тренинговых услуг претерпел измененияМировой экономический кризис внес свои коррективы и на отечественном ры...Отечественный рынок тренинговых услуг претерпел изменения
Мировой экономический кризис внес свои коррективы и на отечественном рынке тренинговых услуг. Оптимизация затрат, проведенная во многих компаниях, особенно на такую статью расходов, как обучение персонала, оставила тренинговые организации практически без работы.
Как рассказал «Капитал.kz» Дмитрий Коняев, управляющий партнер рекрутингового агентства «Business Technologies Growth», сегодня обучающие семинары и конференции стали для большинства компаний непозволительной роскошью. «Кризис на рынке капиталов, который затронул как Казахстан, так и весь бизнес, работающий в республике, напрямую отразился и на рынке тренингов. Причина банальна: тренинги – это одна из первых статей расходов организаций, которые попали под значительное сокращение в целях экономии средств», – полагает г-н Коняев.
Отметив, что заказчики пустили под нож дорогостоящие программы MBA и практически отказались от тренингов из разряда nice-to-have – навыки тайм-менджмента, мастерство презентации, а оставляют только те программы, без которых не обойтись, например, технологическое или продуктовое обучение.
«Сегодня наибольшим спросом пользуются тренинги по активным продажам, бизнес-коммуникациям и специализированным программам. Таким как логистика, маркетинг и прочие. Больше стали проводить тренингов в корпоративных форматах, нежели в открытых», – говорит Дмитрий Коняев.
Все тренинги по составу участников можно разделить на 2 категории: открытые – для всех желающих и корпоративные – под конкретного покупателя. Несомненно, корпоративные программы выгоднее для провайдеров. Постоянная клиентская база, и, как следствие, повторные заказы, техническая отлаженность, – все это служит основой для стабильных и прогнозируемых финансовых поступлений. В Казахстане, где платежеспособность индивидуальных заказчиков по-прежнему остается на очень низком уровне, корпоративные программы являются основным источником дохода провайдеров.
Расхождения во взглядах
Своей точкой зрения с «Капитал.kz» поделился и Михаил Смагин, член совета директоров «Arcad холдинг Казахстан». «Снижение спроса наблюдается на корпоративные тренинги, а на открытом рынке наоборот заметен рост. Текущая ситуация напоминает кризис 1998-го, когда повысился спрос на тренинги личностного роста, потому что люди потеряли чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Вместе с тем вырос интерес к тренингам по финансовой грамотности, планированию бюджета и коучингу, который развивает ключевые жизненные навыки и компетенции для достижения индивидуальных целей», – уточнил эксперт.
По его словам, кризис привел к тому, что все прежние шаблоны и стереотипы оказались затронутыми и даже разрушенными, то есть у людей остается все меньше «протоптанных дорог», по которым они привыкли комфортно двигаться. Ломка стереотипов сразу привела к тому, что часть людей оказались в ступоре и понятия не имеют, что делать и как дальше жить.
«Сокращение корпоративных бюджетов неминуемо приводит к тому, что происходит переориентация на другие источники доходов, например, на персональные бюджеты профессионалов. Другими словами, появляются люди, которые готовы учиться и платить за себя сами. Одни, потеряв работу, хотят начать собственный бизнес, другие – удержаться на месте, третьи – найти более перспективную и надежную работу. Иначе говоря, многие стремятся повысить свою компетентность, и, как следствие, свою рыночную стоимость и конкурентоспособность», – объяснил г-н Смагин.
Ожидаемое падение
Сегодня провайдеров тренингов можно разделить на три главные группы: филиалы иностранных компаний, предлагающие программы обучения, разработанные основоположниками жанра, например, Pricewaterhouse Coopers, Ernst and Young или Professional Educational Centre; российские компании, работающие по адаптированным лицензионным западным программам, и отечественные, оперирующие собственными авторскими методиками.
По экспертным оценкам, на территории Казахстана работает около 500 компаний, которые так или иначе связаны с оказанием тренинговых услуг. Главная цель действующих организаций – захват рынка за счет собственного бренда, и сегодня им принадлежит около 60% доли рынка тренинговых услуг. Конкуренцию таким компаниям составляют компании агентского типа, бизнес которых заключается в продаже известных тренеров, успевших заработать имя и репутацию – 30%. Оставшиеся 10% рынка захватили частные тренеры – «фрилансеры» из различных HR-служб.
Некоторые участники рынка констатируют: вслед за общим падением спроса изменились и расценки на тренинговые услуги. К примеру, провайдеры начали присылать предложения со скидкой 20-30% по отношению к докризисной цене. Другие же заявляют о том, что цены не снижаются, а лишь продолжается культивирование индивидуального подхода под потребности и интересы заказчиков, как единственно возможного в условиях кризиса.
«Стоимость тренингов практически не изменилась, потому что цена складывается из расходов тренинговой компании, связанных с организацией и проведением мероприятия, плюс определенная норма прибыли. Конечно, определенная корректировка цен произошла, но она не очень значительная. В принципе так бывает всегда, когда ситуация не совсем стабильна. Я думаю, что время все расставит по своим местам», – считает г-н Смагин.
По его мнению, погоня за низкими ценами может плохо сказаться на качестве тренинговых услуг. Ориентируясь только на цену, ряд заказчиков поддерживают финансово явно слабые тренинговые услуги. Такой поход грозит, с одной стороны, охлаждением их интереса к тренингу как к неэффективной услуге, с другой – наполнением рынка низкокачественными предложениями.
«Антикризисная» этикетка
Впрочем, крупные тренинговые фирмы пытаются привлечь клиентов не столько ценой, сколько другими способами. Отечественные специалисты сходятся во мнении, что конец прошлого года ознаменовался появлением лавинообразного потока программ обучения с антикризисной направленностью.
Тренинговые компании стали предлагать своим клиентам программы не только по развитию в условиях экономической нестабильности, но и управлению кризисом. Список курсов весьма внушительный – внутренний и внешний PR, активные продажи в период спада, сложные переговоры, увольнение и набор персонала в период кризиса и многое другое.
Новые предложения связаны, в первую очередь, с форматами. В частности, провайдеры предлагают более краткосрочное по объему часов обучение, в котором количество участников в группах значительно больше. Кроме того, расчет идет на то, что на тренинге будут переданы как можно больше разных техник, а участники мероприятия впоследствии самостоятельно будут совершенствовать их применение.
«Как правило, у большинства тренеров «антикризисная» этикетка программ обучения и развития не соответствует «начинке». И таким «приемом» сегодня пользуются все кому не лень. К сожалению, у потребителя нет четко выраженных критериев оценки качества обучающих программ, которые можно измерить количественно. По этой причине качество тренинга – это вопрос моральных принципов самой тренинговой компании, профессионализма ее менеджмента и тренеров», – убежден управляющий партнер рекрутингового агентства «Business Technologies Growth».
Добавив, что многие компании хотели бы проводить бизнес-тренинги, но их тренерам не хватает необходимых компетенций. «На мой взгляд – высококомпетентных тренеров на рынке, да еще и с хорошим профессиональным практическим опытом – единицы. Даже те, чьи имена на слуху, занимаются все больше саморекламой и самолюбованием. А хороший тренер, прежде всего, должен обладать 3 типами компетенций – тренерскими, предметными и жизненными – то есть иметь практический и жизненный опыт», – пояснил Дмитрий Коняев.
С ним солидарен и член совета директоров «Arcad холдинг Казахстан». «Проблема, как мне видится, в том, что зачастую бизнес-тренеры – чистые теоретики, не имеющие практического опыта ведения хотя бы мелкого бизнеса. Бизнес – это жизнь, а прожить жизнь в теории невозможно. Здесь надо учитывать опыт работы в этой области, квалификацию и профессионализм тренера. Однако любой тренинг, и бизнес-тренинг в том числе, не панацея, а лишь возможность увидеть ситуацию и себя в ней по-новому. Это «ключи», но открывать двери и двигаться дальше или нет – зависит в первую очередь от самого человека», – говорит г-н Смагин.
В свою очередь Александр Зайцев, собственник компании «Территория тренинга» (г. Москва), убежден, что бизнес-тренинг – это активная форма обучения, направленная на выработку навыков, необходимых для осуществления какого-либо бизнес-процесса.
«Пока бизнес-тренинг это не более чем условность. Часть компаний, позиционирующихся как бизнес-тренинговые, проводят тренинги, мало привязанные к бизнесу. Например, участникам тренинга предлагается овладеть некоторыми психологическими техниками, вполне уместными и эффективными в кабинете психотерапевта. Но при привнесении в бизнес-процессы они теряют результативность. В итоге, даже если участники и овладевают техниками на тренинге, в работе их ждут проблемы, и, как следствие, демотивация, негативное отношение к обучению и развитию в целом. Я уже не говорю про затраты, которые понес бизнес», – объяснил г-н Зайцев.
Похожая судьба соседа
Аналогичная ситуация на рынке тренингов прослеживается и на Украине. «Сейчас практически невозможно продать базовый курс тренинга продаж, в котором излагаются основы «обо всем и ни о чем». Трудно приходится и тренерам-«лекторам», которые привыкли работать с большими группами и в качестве основного инструмента использовать начитку с проектора теоретического материала. Практически стало невозможным подменить качественное обучение неформальным корпоративом с веселым тамадой», – считает Ирина Синчалова, управляющий партнер и бизнес-тренер ООО «Виче Консалтинг» (г. Киев).
Отметив, что украинские компании, которые находятся в критических отраслях – банковской, страховой, строительной, автомобильной, производственной, – объявили полный мораторий на затраты, связанные с обучением и развитием персонала. Цепная реакция охватила и партнерские рынки критических отраслей – производство и продажу строительных материалов, техническое оборудование, поставки автозапчастей и комплектующих для автомобильного бизнеса.
«Эта тенденция отмечалась еще с прошлого года. Очень многие подписанные контракты на обучение, даже с уже имеющимися авансовыми платежами, зарезервированным конференц-сервисом перенесены на другие сроки. Некоторые из наших постоянных клиентов, которые не смогли полностью рассчитаться за участие своих сотрудников в открытых тренингах, и подписали гарантийные обязательства на внесение оплаты поэтапно до конца года. Но мы можем говорить только о снижении спроса в этот период, а не о критическом изменении его структуры», – пояснила г-жа Синчалова.
По ее мнению, не переживут кризис небольшие, недавно организовавшиеся тренинговые компании, которые еще не успели завоевать свое имя и лояльность со стороны постоянных клиентов. Почти не пострадают тренинговые компании, которые стабильно и профессионально работают на рынке длительный промежуток времени.
«Органическая» потребность бизнеса
Прогнозы специалистов, опрошенных «Капитал.kz», относительно восстановления рынка тренингов после кризиса весьма оптимистичны. Например, Александр Зайцев уверен, что потребность в обучении и развитии персонала – это «органическая» потребность бизнеса. «Единственной альтернативой является «покупка» квалифицированных сотрудников. Но если поначалу у работодателей может и была иллюзия возможности покупки дешевых и при этом квалифицированных кадров, то сейчас уже абсолютно очевидно, что с лучшими сотрудниками никто даже в разгар кризиса не расставался, и на рынке труда их нет», – резюмировал г-н Зайцев.
Со своей стороны Дмитрий Коняев полагает, что казахстанскому рынку тренинговых услуг еще долго нужно будет развиваться, чтобы достичь «цивилизованного состояния», и кризис тут не играет никакой роли. «Востребованными тренерскими продуктами на рынке в 2009-2010 годах будут в первую очередь качественные: как «модные», так и узкоспециализированные программы. Что касается форм проведения – думаю, корпоративный формат обучения не потеряет своей актуальности», – заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.