Претенденты в список Forbes
С принятием нового закона о государственной службе их станет большеЗаконопроект «О внесении дополнений в некоторые законодательн...С принятием нового закона о государственной службе их станет больше
Законопроект «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам правового положения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним» внесен на рассмотрение в парламент с весны текущего года. Данный документ предлагает законодательно закрепить возможность приобретения и реализации госслужащими таких видов эмиссионных ценных бумаг, как облигации и акции коммерческих организаций. О том, к чему может привести, в случае принятия, данный законопроект на практике «Капитал.kz» решил поговорить с известным экономистом Канатом Берентаевым.
Согласно официальным данным, законопроект предлагает установить ограничительные меры: облигации и акции должны приобретаться и реализовываться только на фондовой бирже; работникам госаппарата разрешается приобретение как простых, так и привилегированных акций, но в случаях с простыми акциями объем приобретения и реализации не должен превышать 5% от общего количества голосующих акций организации. Предлагается также не ограничивать продажу привилегированных акций и облигаций, поскольку собственники указанных финансовых инструментов, согласно законодательству, не вправе участвовать в управлении организации. При этом законопроектом вносятся дополнения в законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», разрешающие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, приобретать паи ПИФов и получать по ним доходы.
Казалось бы, принятие данного документа, особенно на фоне развитых стран, где не возбраняется госслужащим владеть ценными бумагами, не влечет под собой никаких негативных тенденций. Другой вопрос – это вопрос распоряжения ценными бумагами, говорит Канат Берентаев. Он считает, что государственные чины высокого ранга, которые имеют доступ к конфиденциальной информации и (или) могут влиять на принятие решений в пользу той или иной компании, обязаны при вступлении в должность передать права на доверительное управление принадлежащим им ценным бумагам другим юридическим или физическим лицам. Подобная мера снизит возможность злоупотреблений служебным положением, отметил экономист.
Тем не менее, это не исключает возможности прямого или косвенного воздействия государственными служащими высокого ранга принятия тех или иных решений в пользу аффилиированных с ними компаний и структур, пояснил Канат Берентаев. Он напомнил, что существует целый ряд общеизвестных мировых скандалов, связанных с использованием служебного положения в интересах определенных деловых и финансовых кругов. В частности, администрация президента США Дж. Буша, в том числе и сам президент, и государственный секретарь, и некоторые другие члены его команды, тесно связаны с нефтедобывающими компаниями и военно-промышленным комплексом. В этой связи существует довольно убедительная версия, что война в Ираке была вызвана не столько с желанием «распространить» демократию и предупредить возможность распространения ядерного оружия, сколько в интересах нефтяных компаний США.
Более того, ни для кого не секрет, что государственные служащие высокого ранга, а также популярные политики, в той или иной мере, всегда активно сотрудничают с деловыми кругами, лоббируют их интересы, так как являются выходцами из этих кругов, а после отставки – вливаются в их ряды снова, отметил г-н Берентаев. По его словам, в обмен на свои услуги, как правило, они получают достаточно крупное вознаграждение в виде пакетов акций благодарных компаний, место в совете директоров или наблюдательном совете после ухода в отставку, неявно оплачиваемый заинтересованными компаниями отдых, льготные кредиты и т.п.
«Поэтому в развитых странах, хотя формально и существует система профилактики служебных злоупотреблений, на деле практика лоббизма интересов определенных фирм и компаний продолжает сохраняться», – уточнил эксперт. Он добавил, что в этом отношении Казахстан не отстает от других стран. «Достаточно проанализировать с этой точки зрения Антикризисную программу правительства и ряд дополнительных мер, принятых правительством по выходу из кризиса, когда практически 80% средств, выделенных из Национального фонда РК, по большому счету, были направлены на поддержку банковского сектора и спасение рынка недвижимости в лице фирм-застройщиков», – пояснил г-н Берентаев.
Государственные служащие высокого ранга и часть депутатского корпуса достаточно сильно аффилиированы с деловыми и финансовыми кругами, многие решения принимаются с учетом чьих-то корпоративных интересов, говорит экономист. «Это, к сожалению, относится и к чиновничьему корпусу среднего и низшего звена. Правда, здесь размах намного меньше. Все ограничивается злоупотреблениями при проведении тендеров на государственные закупки, незаконным выделением земельных участков, содействием в переделе собственности и т.п. Материалы по антикоррупционным делам всем известны и в комментариях не нуждаются», – отметил Канат Берентаев.
По его мнению, «законодательное признание права государственных служащих на приобретение пакетов акций, облигаций и других ценных бумаг просто необходимо». Свое мнение эксперт объясняет тем, что результаты первой волны приватизации, появления капиталистов новой постсоветской формации как передела общенародной собственности были закреплены первой акцией по легализации капитала. «После принятия Земельного кодекса и завершения очередного этапа передела собственности два года назад была проведена новая акция по легализации имущества и капитала. За прошедшие два года у части государственных служащих высокого и среднего уровня вновь образовался «излишний» капитал, который требует своего официального признания и превращения в собственность, которую следует не только накапливать, но и приумножать, а затем передать по наследству», – сказал он.
Впрочем, можно было бы провести очередную акцию по легализации капитала. «Можно было бы сослаться на опыт латиноамериканских стран, например, Аргентины, которая проводила легализацию капитала около 30 раз. Можно было бы сослаться и на более близкий итальянский опыт, где легализация собственности проводилась раз в 4-5 лет. Но могут возникнуть не совсем удобные вопросы: каждый раз акция легализации объявляется последней, когда же, наконец, состоится окончательная легализация?», – задается вопросом известный экономист.
«В этом отношении я считаю, что разрешение государственным чиновникам высокого ранга на приобретение ценных бумаг, в том числе простых и привилегированных акций, облигаций и т.д., является скрытой формой легализации капитала, большая часть которого, возможно, получена за счет коррупционной деятельности», – пояснил свою точку зрения Канат Берентаев. Он считает, чтобы не нарушался закон об отмывании денег, следует беспристрастно исследовать источники средств, на которые государственные служащие высшего и среднего звена будут приобретать ценные бумаги. «Тем более что ограничение покупок простых акций пакетом не более 5%, а остальных ценных бумаг – без ограничений предполагает, что у этой категории граждан Казахстана имеется (или уже накопилась) приличная сумма денег. Если судить по отечественной статистике, то абсолютная масса государственных служащих и лиц, приравненных к ним, имеют денежные доходы на уровне не выше среднего по республике, а работники бюджетной сферы – ниже. В этой связи данные изменения в казахстанском законодательстве касаются относительно узкого круга лиц – не более нескольких тысяч, возможно, 30-40 тысяч человек, фактические и номинальные доходы которых можно тщательно проверить при небольшом желании», – говорит экономист.
С введением этого закона в действие предполагать, что произойдет резкое обострение борьбы интересов в финансовых и деловых кругах страны, не приходится, отметил эксперт. Он пояснил, что, с одной стороны, это связано с тем, что фактически сферы интересов уже поделены, неофициально сформированы и успешно действуют «группы интересов».
С другой стороны, бума на рынке ценных бумаг, скорее всего, также не будет, утверждает г-н Берентаев. «Большинство ценных бумаг на нашей бирже или недоступны рядовым гражданам, которые не располагают средствами на их приобретение, или относятся к неторгуемым ценным бумагам. По-моему, часть неторгуемых бумаг наших компаний и будет представлена на продажу государственным служащим высшего звена, так сказать, целевым назначением», – заявил он.
«После введения в действие этого закона можно будет констатировать, что в Казахстане официально будет подтверждено, что процесс сращивания власти, финансового и крупного капитала в единую правящую элиту уже завершен, возможно, появятся новые претенденты в заветный список Форбса», – резюмировал экономист.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.